foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Готовые домашние задания

Загрузка...

История создания

Д.И. Фонвизин является одним из наиболее ярких деятелей про­светительского движения в России XVIII в. Он воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, жил во власти пред­ставлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. По­этому писателя особо огорчало неисполнение дворянами своего долга перед обществом: «Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре.

Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро до­бились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствую­щих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце». Так писал Фон­визин в 1783 г. в письме к сочинителю «Былей и небылиц», авторст­во которых принадлежало самой императрице Екатерине II.

Имя Фонвизина стало известно широкой публике после созда­ния им комедии «Бригадир». Затем более десяти лет писатель занимался государственными делами. И только в 1781 г. им была за­вершена новая комедия — «Недоросль». Фонвизин не оставил свиде­тельств о создании «Недоросля». Единственный рассказ, посвящен­ный созданию комедии, был записан много позже Вяземским. Речь идет о сцене, в которой Еремеевна защищает Митрофанушку от Скотинина. «Пересказывают со слов самого автора, что, приступая к упомянутому явлению, пошел он гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких Ворот набрел он на драку двух баб. Остановился и начал сторожить природу. Возвратясь домой с добычею наблюде­ний, начертал он явление свое и вместил в него слово зацепы, под­слушанное им на поле битвы» (Вяземский, 1848).

Правительство Екатерины, напуганное первой комедией Фонви­зина, долгое время противилось постановке новой комедии писате­ля. Лишь в 1782 г. другу и покровителю Фонвизина Н.И. Панину че­рез наследника престола, будущего Павла I, с большим трудом все же удалось добиться постановки «Недоросля». Комедия была разы­грана в деревянном театре на Царицыном лугу силами актеров при­дворного театра. Фонвизин сам принимал участие в разучивании актерами ролей, входил во все детали постановки. Роль Стародума Фонвизиным была создана в расчете на лучшего актера российско­го театра И.А. Дмитревского. Обладая благородной, изысканной внешностью, актер постоянно занимал в театре амплуа первого ге­роя-любовника. И хотя успех спектакля был полный, вскоре после премьеры театр, на сцене которого впервые был поставлен «Недо­росль», закрыли и расформировали. Отношение императрицы и правящих кругов к Фонвизину резко изменилось: до конца своей жизни автор «Недоросля» ощущал себя с этой поры опальным, го­нимым писателем.

Что касается названия комедии, то само слово «недоросль» вос­принимается сегодня не так, как задумано автором комедии. Во времена Фонвизина это было совершенно определенное понятие: так назывались дворяне, не получившие должного образования, ко­торым поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. Так что недорослю могло быть и двадцать с лишним лет, Митрофанушке же в комедии Фонвизина — шестнадцать лет. С появлением этого персонажа термин «недоросль» приобрел новое значение — «балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями».

Род, жанр, творческий метод

Вторая половина XVIII в. — время расцвета театрального клас­сицизма в России. Именно комедийный жанр становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом ис­кусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общест­венно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют поли­тическую направленность. Популярность комедии заключалась в непосредственной связи с жизнью. «Недоросль» создавался еще в рамках правил классицизма: деление персонажей на положитель­ных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трех единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии про­сматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.

Известный исследователь творчества Д.И. Фонвизина Г.А. Гуков- ский считал, что «в «Недоросле» борются между собой два литера­турных стиля, причем классицизм оказывается побежденным. Клас­сические правила запрещали смешение и печальных, веселых и серьезных мотивов. «В комедии Фонвизина есть элементы драмы, есть мотивы, которые должны были умилить, растрогать зрителя. В «Недоросле» Фонвизин не только смеется над пороками, но и про­славляет добродетель. «Недоросль» — полукомедия, полудрама. В этом отношении Фонвизин, нарушая традицию классицизма, вос­пользовался уроками новой буржуазной драматургии Запада». (Г.А. Гуковский. Русская литература XVIII века. М., 1939).

Сделав жизненно достоверными и отрицательных, и положи­тельных персонажей, Фонвизин сумел создать новый тип реалисти­ческой комедии. Гоголь писал, что сюжет «Недоросля» помог драма­тургу глубоко и проникновенно вскрыть важнейшие стороны социального бытия России, «раны и болезни нашего общества, тя­желые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей» (Н.В. Гоголь, полн. собр. соч. т. VIII).

Обличительный пафос содержания «Недоросля» питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в струк­туре драматического действия. Таковыми являются сатира и публи­цистика. Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сце­ны, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. Заключительная реплика Стародума, которой завершается «Недо­росль»: «Вот злонравия достойные плоды!» — придает всей пьесе особое звучание.

Тематика

В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые особенно волновали писателя. Это проблема нравственного разло­жения дворянства и проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII в. рассматрива­лось как первоочередной фактор, определяющий нравственный об­лик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, так как правильное воспи­тание могло спасти дворянское общество от деградации.

Комедия «Недоросль» (1782) стала этапным событием в раз­витии русской комедии. Она представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персо­наж, каждое слово подчинено выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останав­ливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонра­вия», плоды которого известны и автором строго осуждены. При­чиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государст­венный строй, порождающий произвол и беззаконие. Таким об­разом, проблема воспитания оказывается неразрывно связанной со всем жизненным и политическим укладом государства, в кото­ром живут и действуют люди снизу доверху. Скотинины и Про- стаковы, невежественные, ограниченные умом, но не ограничен­ные в своей власти, могут воспитать только себе подобных. Их характеры прорисованы автором особенно тщательно и полно­кровно, со всей жизненной достоверностью. Рамки требований классицизма к жанру комедии Фонвизиным здесь существенно расширялись. Автор полностью преодолевает присущий более ранним своим героям схематизм, и персонажи «Недоросля» ста­новятся не только реальными лицами, но и нарицательными фи­гурами.

Идея

Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Про- стакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?» Ей возража­ет благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранство­вать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Ста- родум и вместе с ним автор восклицают только: «Мастерица толко­вать указы!»

Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Всё дело в последних словах госпожи Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в них же... Она хотела сказать, что закон оправдывает её беззаконие». Простакова не желает признавать никаких обязанно­стей дворянства, спокойно нарушает и закон Петра Великого об обязательном образовании дворян, знает только свои права. В её лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чес­ти, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, слу­жении государственным интересам тут и говорить не приходится. Фонвизин видел, к чему это привело на деле: к государственному развалу, безнравственности, лжи и продажности, безжалостному уг­нетению крепостных крестьян, всеобщему воровству и пугачёвско­му восстанию. Поэтому и писал о екатерининской России: «Государ­ство, в котором почтеннейшее из всех состояний, долженствующее оборонять отечество купно с государем и корпусом своим представ­лять нацию, руководствуемое одною честию, дворянство, уже име­нем только существует и продаётся всякому подлецу, ограбившему отечество».

Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких по­мещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утвержде­ние идеалов гуманности и просвещения.

Характер конфликта

Конфликт комедии заключается в столкновении двух противо­борствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дво­рянской» (освободивший дворянина от обязательной службы госу­дарству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде все­го в отношении к крепостным, освободив его от всех обремени­тельных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонви­зин вкладывает в уста Стародума — лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.

В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально- политический характер: произвол помещиков, поддержанный вла­стью, и бесправие крестьян.

Основные герои

Публику в комедии «Недоросль» привлекли в первую очередь положительные герои. С большим энтузиазмом воспринимались серьезные сцены, в которых выступали Стародум и Правдин. Спек­такли благодаря Стародуму превращались в своего рода обществен­ные демонстрации. «По окончании пьесы, — вспоминает один из современников, — зрители бросили на сцену Г. Дмитревскому ко­шелек, наполненный золотом и серебром... Г. Дмитревский, подняв его, говорил речь к зрителям и прощался с нею» («Художественная газета», 1840, № 5.).

Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению — носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказав­шийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пыта­ется служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но ос­тается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой. Реально же действует в имении Простаковых не от имени правительства, а «из собственного подвига сердца» едино­мышленник Стародума чиновник Правдин. Успех Стародума опреде­лил решение Фонвизина издать в 1788 г. сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум».

Положительные персонажи обрисованы драматургом несколько бледно и схематично. Стародум и его единомышленники на протя­жении всей пьесы поучают со сцены. Но таковы были законы то­гдашней драматургии: классицизм предполагал изображение геро­ев, произносивших монологи-поучения «от автора». За Стародумом, Правдиным, Софьей и Милоном стоит, конечно, сам Фонвизин с его богатым опытом государственной и придворной службы и безус­пешной борьбы за свои благородные просветительские идеи.

С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрица­тельные персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они вра­ги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и бо­гатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Центральной фигурой этой группы, одним из значимых пер­сонажей пьесы Фонвизина является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положи­тельным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свинопо­добному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драма­тически», — говорил о Простаковой знаток эпохи историк В.О. Ключевский. Да, это персонаж в полном смысле отрицатель­ный. Но весь смысл комедии Фонвизина в том, что его госпожа Простакова — лицо живое, чисто русский тип и что все зрители этот тип знали лично и понимали, что, выйдя из театра, они с госпожами простаковыми неизбежно встретятся в реальной жиз­ни и будут беззащитны.

С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угне­тает, приказывает, следит, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьёт, унять её не могут даже богатый и влиятельный Стародум, госу­дарственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера - чудовищное самодурство, бестрепетная наглость, жадность к материальным жизненным благам, желание, чтобы всё было по её нраву и воле. А ведь это злобное хитрое существо — мать, она беззаветно любит своего Митрофанушку и всё это делает ради сына, нанося ему страшный нравственный вред. «Эта безумная любовь к своему детищу есть наша сильная русская лю­бовь, которая в человеке, потерявшем своё достоинство, вырази­лась в таком извращённом виде, в таком чудном соединении с тиранством, так что, чем более она любит свое дитя, тем более ненавидит всё, что не есть её дитя», — писал о Простаковой Н.В. Гоголь. Ради материального благополучия сына она кидается с кулаками на братца, готова сцепиться с вооружённым шпагой Милоном и даже в безвыходной ситуации хочет выиграть время, чтобы подкупом, угрозами и обращением к влиятельным покро­вителям изменить официальный судебный приговор об опеке её имения, оглашённый Правдиным. Простакова хочет, чтобы она, её семья, её крестьяне жили по её практическому разуму и воле, а не по каким-то там законам и правилам просвещения: «Что захо­тела, поставлю на своём».

Место второстепенных персонажей

На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» — любимец ма­тери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием. Рядом с ними выведены: дворовый Простаковых — портной Тришка, крепо­стная нянька, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, его учи­тель — сельский дьячок Кутейкин, отставной солдат Цифиркин, хитрый пройдоха немец-кучер Вральман. Кроме того, реплики и ре­чи Простаковой, Скотинина и других персонажей — положитель­ных и отрицательных — все время напоминают зрителю о незримо присутствующих за сценой, отданных Екатериной II в полную и бесконтрольную власть Скотининым и Простаковым крестьянах русской крепостной деревни. Именно они, оставаясь за сценой, ста­новятся фактически главным страдательным лицом комедии, их судьба бросает грозный, трагический отблеск на судьбы ее дворян­ских персонажей. Имена Простаковой, Митрофана, Скотинина, Ку- тейкина, Вральмана стали нарицательными.

Сюжет и композиция

Сюжет комедии Фонвизина несложен. В семье провинциальных помещиков Простаковых живет их дальняя родственница — остав­шаяся сиротой Софья. На Софье хотели бы жениться брат госпожи Простаковой — Тарас Скотинин и сын Простаковых — Митрофан. В критический для девушки момент, когда ее отчаянно делят дядя и племянник, появляется другой дядя — Стародум. Он убеждается в дурной сущности семьи Простаковых при помощи прогрессивного чиновника Правдина. Софья выходит замуж за человека, которого любит — за офицера Милона. Имение Простаковых берут в государ­ственную опеку за жестокое обращение с крепостными. Митрофана отдают в военную службу.

В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70-х — начала 80-х гг. XVIII в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владе­ния своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Мило­на. Хотя они не составляют основного сюжета.

«Недоросль» — комедия в пяти действиях. События разворачи­ваются в имении Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Это сцены учения Митрофана, подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии ко­медии. Эта убийственная по силе заключённого в ней обличитель­ного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.

Художественное своеобразие

Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения — всё это было ново и привлекательно. Молодой Фонвизин нападал на дворянское общество и его пороки, плоды полупросвещения, на поразившую людские умы и души язву невежества и крепостного рабства. Он по­казал это тёмное царство как оплот тяжёлого самодурства, повсе­дневной бытовой жестокости, безнравственности и бескультурья. Театр как средство социальной публичной сатиры требовал понят­ных для зрителей персонажей и языка, острых актуальных проблем, узнаваемых коллизий. Всё это есть в знаменитой комедии Фонви­зина «Недоросль», которая ставится и сегодня.

Фонвизин создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев по­ложительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием со­временного ему языка. Фонвизин мастерски строит языковые ха­рактеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. Так, уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду. Широкую извест­ность приобрели фразеологизмы: «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и др.

Значение произведения

«Народная» (по словам Пушкина) комедия «Недоросль» отразила острые проблемы русской жизни. Зрители, видя её в театре, сначала от души смеялись, но потом ужасались, испытывали глубокую пе­чаль и именовали веселую пьесу Фонвизина современной русской трагедией. Пушкин оставил для нас ценнейшее свидетельство о то­гдашних зрителях: «Бабушка моя сказывала мне, что в представле­нии Недоросля в театре бывала давка — сыновья Простаковых и Скотининых, приехавшие на службу из степных деревень, присутст­вовали тут — и, следств<енно>, видели перед собою близких и зна­комых, свою семью». Фонвизинская комедия была верным сатири­ческим зеркалом, на которое нечего пенять. «Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжёлым раздумьем по выходе из него», — писал о «Недоросле» историк В.О. Ключевский.

Гоголь, ученик и наследник Фонвизина, метко назвал «Недорос­ля» подлинно общественной комедией: «Комедия Фонвизина пора­жает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчув­ственного, непотрясаемого застоя в отдалённых углах и захолустьях России... Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьем с при­роды и проверено знаньем души». Реализм и сатира помогают авто­ру комедии заговорить о судьбах просвещения в России. Фонвизин устами Стародума назвал воспитание «залогом благосостояния го­сударства». А все описанные им комические и трагические обстоя­тельства и самые характеры отрицательных персонажей смело можно назвать плодами невежества и злонравия.

В комедии Фонвизина есть и гротеск, и сатирический комизм, и фарсовое начало, и очень много серьезного, такого, что заставляет зрителя задумываться. Всем этим «Недоросль» оказал сильнейшее воздействие на развитие русской национальной драматургии, как и всей «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодо­творной линии русской литературы — линии обличительно- реалистической» (М. Горький).