foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Готовые домашние задания

Загрузка...

История создания

Николай Михайлович Карамзин — один из самых образован­ных людей своего времени. Он проповедовал передовые просве­тительские взгляды, широко пропагандировал западноевропей­скую культуру в России. Личность писателя, многогранно одаренного в самых разных направлениях, сыграла значительную роль в культурной жизни России конца XVIII — начала XIX веков. Карамзин много путешествовал, переводил, писал оригинальные художественные произведения, занимался издательской деятель­ностью.

С его именем связано становление профессиональной ли­тературной деятельности.

В 1789-1790 гг. Карамзин предпринял поездку за границу (в Германию, Швейцарию, Францию и Англию). По возвращении Н.М. Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), «Письма русского путе­шественника» (1791-92), поставившие его в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно- критических статьях выражалась эстетическая программа сенти­ментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е гг. возрас­тает интерес писателя к истории России; он знакомится с историче­скими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т.п. В 1803 г. Карамзин начал работу над «Историей государства Российского», которая стала главным делом всей его жизни.

По воспоминаниям современников, в 1790-х гг. писатель жил на даче у Бекетова под Симоновым монастырем. Окружающая обста­новка сыграла определяющую роль в замысле повести «Бедная Ли­за». Литературный сюжет повести был воспринят русским читате­лем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизин пруд». Как точно заметил исследователь В.Н. Топо­ров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который восприни­мался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

«Бедная Лиза» — самая популярная и лучшая повесть — принесла Карамзину, которому было тогда 25 лет, настоящую славу. Молодой и до этого никому не известный писатель неожиданно стал знаме­нитостью. «Бедная Лиза» явилась первой и самой талантливой рус­ской сентиментальной повестью.

Род, жанр, творческий метод

В русской литературе XVIII в. широкое распространение полу­чили многотомные классические романы. Карамзин впервые ввел жанр короткой новеллы — «чувствительной повести», которая поль­зовалась особенным успехом среди современников. Роль рассказ­чика в повести «Бедная Лиза» принадлежит автору. Малый объем де­лает сюжет повести более четким и динамичным. Имя Карамзина неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».

Сентиментализм — течение в европейской литературе и культу­ре второй половины XVII в., выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум. Сентименталисты основное внимание уделяли человеческим отношениям, противостоянию добра и зла.

В повести Карамзина жизнь героев изображается через призму сентиментальной идеализации. Образы повести приукрашены. Умерший отец Лизы, образцовый семьянин, потому, что он любит работу, пахал хорошо землю и был довольно зажиточным, его все любили. Мать Лизы, «чувствительная, добрая старушка», слабеет от непрестанных слез по своему мужу, ибо и крестьянки чувствовать умеют. Она трогательно любит свою дочь и с религиозным умилени­ем любуется природой.

Само имя Лиза до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном ва­рианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопре­делявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вес­ти. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской лите­ратуре ХУН-ХУШ вв. тем, что образ Лизы, Лизетгы (ОгеИе), был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой гос­пожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с по­луслова понимает все, что связано с любовной интригой. Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедий­ному амплуа. Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени ге­роини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры клас­сицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, мещу именем и его носителем в пространстве литературы. При всей услов­ности образа Лизы ее имя связано именно с характером, а не с амп­луа героини. Установление зависимости между «внутренним» харак­тером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.

Тематика

В повести Карамзина обозначено несколько тем. Одна из них — обращение к крестьянской среде. Писатель изобразил в качестве главной героини крестьянскую девушку, сохранившую патриар­хальные представления о нравственных ценностях.

Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу проти­вопоставление города и деревни. С образом Эраста неразрывно свя­зан образ города, с «ужасной громадой домов» и сияющим «златом куполов». Образ Лизы сопряжен с жизнью прекрасной естественной природы. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство город­ское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Лизы говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Госпо­да Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Автор в повести поднимает не только тему «маленького челове­ка» и социального неравенства, но и такую тему, как рок и обстоя­тельства, природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье.

С голосом автора в частный сюжет повести входит тема боль­шой истории отечества. Сопоставление исторического и частного делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого впоследствии возникнет русский соци­ально-психологический роман.

Идея

Повесть привлекла внимание современников своей гуманисти­ческой идеей: «и крестьянки любить умеют». Авторская позиция в повести — это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит: миг люб­ви прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

«Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувстви­тельным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литера­тура от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвеще­ния, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.

Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутрен­ний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Характер конфликта

В произведении Карамзина есть сложный конфликт. Прежде всего это конфликт социальный: пропасть между богатым дворяни­ном и бедной поселянкой очень велика. Но, как известно, и «кресть­янки любить умеют». Чувствительность — высшая ценность сенти­ментализма — толкает героев в объятия друг к другу, даёт им миг счастья, а затем приводит Лизу к гибели (она «забывает душу свою» — кончает с собой). Эраст тоже наказан за своё решение оставить Лизу и жениться на другой: он будет вечно корить себя её смертью.

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жиз­ни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» Лизы и Эраста — «до­вольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым серд­цем, добрым от природы, но слабым и ветреным». И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карам­зина в литературе и читательском сознании, было то, что Карам­зин первым из русских писателей, обращавшихся к теме нерав­ной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях рус­ской жизни: гибелью героини.

Основные герои

Лиза — главная героиня повести Карамзина. Писатель впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчерк­нуто обыденными чертами. Его слова «...и крестьянки любить уме­ют» стали крылатыми. Чувствительность является центральной чер­той характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете, именно пылкость и горяч­ность приводят Лизу к гибели, но нравственно она оправдана.

Лиза на крестьянку не похожа. «Прекрасная телом и душой по­селенка», «нежная и чувствительная Лиза», горячо любя своих роди­телей, не может забыть об отце, но скрывает свою печаль и слезы, чтобы не тревожить мать. Нежно заботится она о своей матери, дос­тает ей лекарства, трудится день и ночь («ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве»). Автор уверен, что такие занятия вполне обеспечивают жизнь ста­рушки и ее дочери. По его замыслу, Лиза совершенно незнакома с книгой, однако после встречи с Эрастом она мечтает о том, как хо­рошо было бы, если бы возлюбленный «рожден был простым кре­стьянином пастухом...» — эти слова совсем в духе Лизы.

По-книжному Лиза не только говорит, но и думает. Тем не менее психология Лизы, впервые полюбившей девушки, раскрыта под­робно и в естественной последовательности. Прежде чем кинуться в пруд, Лиза помнит о матери, она позаботилась о старушке, как мог­ла, оставила ей деньги, но на этот раз мысль о ней была уже не в си­лах удержать Лизу от решительного шага. В итоге характер героини — идеализированный, но внутренне цельный.

Характер Эраста намного отличается от характера Лизы. Эраст обрисован в большем соответствии с воспитавшей его социальной средой, чем Лиза. Это «довольно богатый дворянин», офицер, кото­рый вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, ис­кал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою. Наделенный «изрядным умом и добрым сердцем», будучи «добрым от природы, но слабым и ветреным», Эраст пред­ставлял новый тип героя в русской литературе. В нем впервые наме­чен тип разочарованного русского аристократа.

Эраст безрассудно влюбляется в Лизу, не думая о том, что она девушка не его круга. Однако герой не выдерживает испытания лю­бовью.

До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя. В «Бедной Лизе» образ Эраста значительно сложнее того литературно­го типа, к которому принадлежит герой.

Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клят­вах, искренен в своем обмане. Эраст столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Эрастом. Он стоит наравне со своим героем — ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. Ведь именно автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Эраст: «..Л познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке...».

Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык «лишнего человека».

Сюжет, композиция

По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка весьма незамысловатая». Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом вре­мени, когда люди, не обремененные условностями и правилами ци­вилизации, жили бы беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах». С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь при­роды» — крестьянку Лизу. Целомудренная, наивная, радостно довер­чивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начи­тавшись романов, в которых «все люди беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало». Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь. Чувственность — высшая ценность сентиментализма — тол­кает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чис­той первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно. «Теперь думаю, — говорит Лиза Эрасту, — что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий...» Эраст тоже восхищается своей «пастушкой». «Все блестящие забавы большого света пред­ставлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней. Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигры­вает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на бога­той вдове. А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза бросает­ся в пруд около Симонова монастыря.

Художественное своеобразие

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести ста­новится повествователь, который с грустью и сочувствием расска­зывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повест­вователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отно­шению к описываемым событиям. Повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характери­зующим сочувственное отношение к ней повествователя.

Автор-повествователь — это единственный посредник между чи­тателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Повествование ведется от первого лица, постоянное присутствие автора напомина­ет о себе периодическими обращениями его к читателю: «теперь читатель должен знать...», «читатель легко может вообразить себе...». Эти формулы обращения, подчеркивающие интимность эмоцио­нального контакта между автором, героями и читателем, весьма на­поминают приемы организации повествования в эпических жанрах русской поэзии. Карамзин, перенося эти формулы в повествова­тельную прозу, добился того, что проза приобрела проникновенное лирическое звучание и начала восприниматься так же эмоциональ­но, как поэзия. Для повести «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматиче­ском повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обли­вается кровию...», «слеза катится по лицу моему».

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для рус­ской литературы полнотой реализовали сентименталистскую кон­цепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной.

Карамзин первый стал писать гладко. В его прозе слова сплета­лись таким правильным, ритмическим образом, что у читателя ос­тавалось впечатление ритмической музыки. Гладкость в прозе — то же, что метр и рифма в поэзии.

Карамзин вводит в традицию деревенский литературный пейзаж.

Значение произведения

Карамзин положил начало огромному циклу литературы о «ма­леньких людях», открыл дорогу классикам русской литературы. По­вестью «Богатая Лиза» по существу открывается в русской литерату­ре тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах. Тема «Бед­ной Лизы» появляется во многих произведениях А.С. Пушкина. Ко­гда он писал «Барышню-крестьянку», то совершенно определенно ориентировался на «Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в роман со счастливым концом. В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает. В «Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь ка- рамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не покончила жизнь самоубийством. Лиза живет и в романе «Воскре­сенье» Л.Н.Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жить, но жизнь ее полна грязи и унижений. Образ героини Карамзина продолжился и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Тут Ка­рамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще од­ной мощной традиции - изображения умных бездельников, кото­рым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и го­сударством. Благодаря благословенной лени «лишние люди» всегда в оппозиции. Служи они честно отечеству, у них бы не оставалось времени на совращение Лиз и остроумные отступления. К тому же, если народ всегда беден, то «лишние люди» всегда со средствами, даже если они промотались, как это случилось с Эрастом. У него в повести нет дел, кроме любви.