foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Домашние задания

1) История создания поэмы. В 1835 году М.Ю. Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерий­ских юнкеров и направляется корнетом в лейб-гвардии гусар­ский полк, расквартированный под Петербургом в Царском Селе. В этот период и написана поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Именно тогда формируются взгляды поэта на ис­торическую судьбу России. М.Ю. Лермонтова интересует про­шлое России как этап в развитии жизни страны.

Первой опубликованной поэмой Лермонтова стала «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837, напечатана в 1838-м). По меткому замечанию Белинского, Лермонтов предпочитал прошлое на­стоящему, поэтизировал его. Из грубой действительности про­шедшего, согласно Белинскому, Лермонтов вынес «вымышлен­ную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории». «Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечь­ся во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты » (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лер­монтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслуши­вает биение пульса иной эпохи. В «Песне...» отразились размыш­ления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частно­сти о судьбе и трагической дуэли Пушкина. Современники высо­ко оценили поэму. Декабрист Н.А. Бестужев писал брату П.А. Бес­тужеву 4 июля 1838 года из Петровского завода: «Недавно прочли мы в приложении к «Инвалиду» «Сказку о купеческом сыне Ка­лашникове». Это превосходная маленькая поэма... вот так должно передавать народность и её историю! Если тебе знаком и этот ... въ (подпись — анаграмма под «Песней...» в журнальной публика­ции) — объяви нам эту литературную тайну. Ещё просим сказать: кто и какой Лермонтов написал «Бородинский бой»?» Белинский справедливо отмечал, что «поэт вошёл в царство народности, как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею...»

2) Особенноапи жанра прошведения. Поэма - большая форма лироэпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на со­четании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя. Поэт называет свою поэму песней, так как он воспевает людей времён Ивана Грозного, с одной стороны, и показывает связь своего произведения с фольклором, — с другой. Уже во вступлении проявляется связь «Песни...» с фольклором; есть характерные выражения для песни — «Ох ты гой еси...»

3) Историческая основа поэмы. Поэма «Песня про царя Ива­на Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова» М.Ю. Лермонтова имеет историческую основу. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь си­дит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными кам­нями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный. Человек для своего времени исключительной образо­ванности, Иван IV мечтал о могуществе России. Как позднее Петр I, он хотел «прорубить окно» в Европу. Исторические усло­вия не дали ему возможности это выполнить. Иван Грозный — лицо историческое.

От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору исто­рии — время, когда создавалось могущественное русское госу­дарство и выковывались волевые характеры людей. Три раз­личных, но сильных и самобытных человека сталкиваются между собой. Этим столкновением определяется действие по­эмы. Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем. Действие происходит в древней русской столице — Москве.

Реалистический историзм «Песни...» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности. «Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Гроз­ного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин). XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории Рос­сии. За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Ка­зань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно по­стрижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Мрач­ным было правление Ивана Грозного, мрачной была и его жизнь: Иван IV утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. В поэме Лермонтова не отражены эти факты, как и све­дения о похищениях красивых жён знатных людей, которые поощрял Грозный. Исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их се­мей, как это происходит в «Песне...».

XVI век в изображении Лермонтова — высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицатель­ного персонажа, ужасы опричнины остаются «за кадром». Вместе с тем достоверна вседозволенность Кирибеевича, ужас, охватив­ший Алёну Дмитриевну при его словах о происхождении из «славной семьи из Малютиной», нарушение царём своей клятвы помиловать победителя.

-         Как пирует царь Иван Грозный? («во славу Божию, в удоволь­ствие своё и веселие»)

-         Как расположены гости за царским столом? (То за трапезой сидит во златом венце, / Сидит грозный Царь Иван Василье­вич. / Позади его стоят стольники, / Супротив его все бояре да князья, / По бокам его все опричники...) Что свидетельст­вует о том, что такое расположение гостей за столом у царя — давно заведённый порядок?

4) Основной конфликт поэмы. Конфликт — столкновение ин­тересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сю­жета в художественном произведении; противоречие как прин­цип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идей­ную направленность и композиционно организует художествен­ное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определённость в противопоставлении другим образам. В поэме конфликт между удалым, благородным, незави­симым Калашниковым и кромешником, «лукавым рабом» царя Кирибеевичем, — безусловно, прочитывается в контексте «люто­го времени».

5) Характеристика героев поэмы.

Образ Ивана Грозного. Обобщённый образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции - исторических песен об Иване Грозном - и отчасти «Истории государства Российско­го» Н.М. Карамзина. В поэме личность Ивана Грозного изобра­жена неоднозначно: показано его величие и подозрительность, царский произвол, жестокость и великодушие. Это человек силь­ных страстей.

Образ Кирибеевича. Кирибеевич - опричник, который ставит собственные желания и интересы выше нравственных и мораль­ных норм, чести и достоинства.

-         Как ведёт себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Поче­му? (Кирибеевич не веселится вместе со всеми, так как «в гру­ди его была дума крепкая».)

-         Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? (Иван Грозный хочет лично сосватать полюбившуюся Кирибеевичу девушку.)

-         О чём умалчивает Кирибеевич за столом у царя? Какой нрав­ственный закон он преступает? (Кирибеевич умалчивает ца­рю о том, что Алёна Дмитриевна замужем.)

-         Как ведёт себя Кирибеевич на кулачном бою? Как данное по­ведение характеризует опричника? (Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне само­уверен в своих силах.)

Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме свя­зано с образом «смелого купца» Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качест­вам к герою русского эпоса. Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотвержен­ность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю — таковы основные черты Калашникова как истинно на­родного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как чело­век, действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поедин­ка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Ка­лашникова заставили «удалого» Кирибеевича побледнеть и за­молчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключающая «Песню...» картина «безымянной могилки», вызывающей сочув­ственный отклик народных масс, гусляров, вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего «за святую правду-матушку», народное значение. Носитель чести в «Пес­не...» — московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников, А я родился от честного отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью тёмною, Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низо­сти и распутству опричников. Он готов «стоять за правду до по- следнева». Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, «народу русскому», выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Ка­лашников выполняет просьбу жены о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!» Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, се­мьи — в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание «бусурман- скому сыну», это и не страх «злых охульников»: Калашников на­делён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаи­вал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбой­ник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил по се­бе добрую память:

Пройдёт стар человек — перекрестится, Пройдёт девица — пригорюнится. А пройдут гусляры — споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, каз­нённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.

-        Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он? (Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостро­евские порядки: жена ждёт мужа с работы, дети находятся под её присмотром. Калашников — верующий человек, живущий по общепринятым законам.)

-         Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? (Жена, не придя вовремя домой, нарушила раз и навсегда заведённый порядок.)

-         Как отреагировал Калашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? (Калашников возмущён поступком Кирибеевича и вступается за честь своей жены и всей семьи, так как семья очень важна для купца.)

-         Где «удалой купец» ищет помощи и поддержки в трудную ми­нуту? Как этот факт его характеризует? (Купец Калашников ищет помощи в своей семье и обращается к братьям.)

-         Как ведёт себя Калашников во время кулачного боя? Как такое поведение характеризует героя? (Калашников выходит на ку­лачный бой, чтобы отстоять честь своей семьи, он кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему наро­ду русскому».)

6) Художественные особенности поэмы. Поэма Лермонтова до сих пор является единственной в своём роде стилизацией фольклора в большой эпической форме, стих «Песни...» прибли­жен к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы. Это была ге­роическая, гуслярная, застольная песня, которая соседствовала в творчестве Лермонтова с ангельскими «тихими песнями», юно­шескими «романсами» и стилизациями («Колокол стонет», «Не знаю, обманут ли был я», «Светлый призрак дней минувших»).

Известный критик начала XIX века В.Г. Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошедшее, подслушал бие­ние его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайни­ки его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, об- веялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широ­кий размёт его чувства...»

Copyright © 2016 Сочинения, рефераты, твори, русский язык, українська мова, литература Rights Reserved.