foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Домашние задания

1)   История создания поты М.Ю. Лермонтова «Мцыри». По­эма была написана в 1838 году под впечатлением реальных со­бытий, а также под влиянием романтической литературы и гру­зинской народной поэзии.

Романтизм — литературное направление, появившееся в За­падной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее рас­цвет в европейской и русской литературе в XIX веке, для которо­го характерны следующие черты:

 

-         Герой — одиночка, мечтающий о свободе, противопостав­ленный всем, не может обрести счастья в реальной жизни.

-         Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)

-         Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

2)   Особенности жанра произведения. «Мцыри» М.Ю. Лермон­това относится к жанру романтической поэмы.

3)   Роль эпиграфа в поэме. Эпиграф — короткий текст, пред­посланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагае­мых событий. Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лер­монтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна», но поэта такой эпиграф не удовлетворил. После прочтения поэмы мы поговорим о том, почему Лермонтовым был выбран эпиграф из Библии. Эпиграф взят из библейской ле­генды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не победит своих врагов, тот будет проклят и погибнет. Ио­нафан нарушил клятву. Он самовольно напал на врага и разбил его, и когда усталый возвращался домой, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели гла­за его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан ска­зал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду, и вот я должен умереть». Но народ освободил Ионафана за то, что тот спас Израиль.

4) Характеристика главного героя поэмы.

-        Кто такой Мцыри? Расскажите его предысторию. Как главный герой очугился в монастыре? (Мцыри — на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». По­слушник — человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В шесть лет он был взят в плен русским генералом, но ребёнок заболел и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неяс­ною тоской по стороне своей родной».)

-        Почему однажды Мцыри убежал из монастыря? (Мцыри тос­ковал по родине и мечтал о свободе)

-        Сколько дней провел герой на свободе? (три дня)

-        Что представляет собой основная часть поэмы? Почему? (центральная часть поэмы — это исповедь героя; такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже по­нять внутренний мир главного героя, его мечты)

-        Какую главную мечту вынашивал в своём сердце Мцыри? (герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной»)

-        Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания? (встреча с шакалом и зме­ёй, с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т.д.; комментирован­ное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания)

-         Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провёл на воле? (Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей...)

-         Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»? (В воде привольное житьё / И холод и покой... но Мцыри не устраивает покой: он мечтает о настоящей жиз­ни, полной борьбы, истинных чувств)

-         Какова последняя просьба главного героя?

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт...)

Мцыри — романтический герой, он одинок, мечтает о свобо­де, но не может её обрести, исключительный герой в исключи­тельных обстоятельствах.

5) Особенности композиции поэмы. Композиция художест­венного произведения — это построение данного произведения.

-         В чём особенность построения лермонтовской поэмы «Мцы­ри»? (повествование в поэме в основном ведётся от 1-го лица, перед нами исповедь героя)

-         Определите своеобразие конфликта в романтической поэме «Мцыри». Конфликт — столкновение интересов персонажей, борьба идей, мотивов; основа развития сюжета в художествен­ном произведении; противоречие как принцип взаимодейст­вия между образами литературного (эпического или драмати­ческого) произведения. Конфликт определяет идейную на­правленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определённость в противопоставлении другим образам.

(конфликт в поэме романтический — столкновение между мечтой Мцыри о свободе, о родине и реальностью, жизнью в монастыре)

-         Определить кульминацию поэмы, (схватка Мцыри с бар­сом) Кульминация — высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляются сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Всё развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении значительного объёма возможны несколько кульминаций.

6) Анализ образов-символов в поэме «Мцыри».

Образ-символ — художественный образ, созданный писателем, имеющий симво­лическое (обобщающее) значение.

-         Что Мцыри — главный герой — олицетворяет в произведе­нии? (Образ Мцыри максимально обобщён, герой находится на пороге выбора и делает его, совершив побег из монастыря. Он борется с судьбой.)

-         Раскройте символическое значение образов: монастыря, гро­зы, старцев, (монастырь — символ тюрьмы, бессмысленности существования; гроза для Мцыри — символ свободной жизни, для старцев — символ Божьей кары; старцы — образ симво- личен: старцы по возрасту, по духу, по положению)

-         В чём символический смысл всей поэмы? (Испытания, вы­павшие на долю Мцыри, выпадают в жизни каждого человека, поэтому поэма символична.)

7)  Особенности ритма поэмы.

-         Определите стихотворный размер произведения, (четырёх­стопный ямб)

-         Проанализируйте высказывание И.С. Тургенева об особенно­стях ритма поэмы: «Весь ритм поэмы напоминает тот резкий стук, которым узник стучит в стену своей темницы...»

-         Проанализируйте высказывание В.Г. Белинского о своеобра­зии ритма поэмы: «Этот четырёхстопный ямб с одними муж­скими окончаниями... звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звуч­ное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы. А между тем какое разнообразие картин, образов и чувств! Тут и бури ду­ха, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мрак ночи, и торже­ственное величие утра, и блеск полудня, и таинственное обаяние вечера!..»

Copyright © 2016 Сочинения, рефераты, твори, русский язык, українська мова, литература Rights Reserved.