foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Готовые домашние задания

Загрузка...

1) История создания комедии.

2)           Особенности жанра произведения. Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» относится к жанру реалистической коме­дии. Комедия — вид драмы, в которой характеры, ситуации пред­ставлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни. Реализм — литературное направление, появившееся в России в начале XIX века как способ отразить современную дей­ствительность.

Основными представителями реализма в 1-й по­ловине XIX века были: Ч. Диккенс, У. Теккерей (в Англии); Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер (во Франции); А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь (в России).

Основные особенности реализма как литературного направ­ления:

-         Историзм произведения. В реализме специфический подход к изображению жизни: события, представленные в художест­венном произведении, являются отражением определённой исторической эпохи.

-         Дух эпохи передан в художественном произведении прото­типами: в реальной действительности можно встретить лю­дей, обладающих теми же чертами характера, что и герои ли­тературного произведения; типичный герой в типичных обстоятельствах.

-         Герои реалистического произведения — не только порожде­ние определённого времени, но и общечеловеческие типы.

-         Характеры героев реалистического произведения даны в раз­витии, многоплановы и сложны, социально и психологиче­ски мотивированы.

-         В реалистическом произведении используется живой, разго­ворный язык; разговорная лексика.

Цель, стоявшая перед писателем, во время написания коме­дии «Ревизор» — «собрать в одну кучу всё дурное на Руси и разом посмеяться над ним».

Сюжет комедии предложил Н.В. Гоголю Пушкин. 7 октября 1835 года А.С. Пушкин писал ему в Михайловское: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смеш­ной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать... комедию». Пушкин рассказал, как однажды в Ниж­нем Новгороде, когда он ехал в свое имение Болдино, его при­няли за ревизора. В течение месяца с небольшим Гоголь рабо­тает над комедией и завершает «Ревизор» 4 декабря 1835 года. Впервые «Ревизор» поставили в Петербурге на сцене Александ­рийского театра. Все зрители смеялись над карикатурными персонажами, но сам писатель, присутствующий на премьере, был глубоко разочарован, так как зрители не увидели в персо­нажах свои пороки, а актеры слишком карикатурно изображали своих героев. Н.В. Гоголь высмеивает в «Ревизоре» пороки со­временной ему России, поэтому комедию по праву можно на­звать сатирической.

3) Особенности сюжета комедии. Действие комедии раз­ворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем, по замыслу писателя, конкретного названия. Неопределённое ме­стоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до како­го государства не доскачешь», придаёт ему определённую ус­ловность, позволяет отразить в нём все социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения. Недаром Хлестаков говорит: «Какой скверный городишко?» О жизни го­рода читатель может судить прежде всего по состоянию дел в его учреждениях. Комедия начинается с сообщения Городни­чего о приезде ревизора. Таким образом, читатель видит, в ка­ком состоянии находятся дела в уездном городе. Читатель уз­наёт из письма, которое получил Городничий, что тот нечист на руку, и дела в городе находятся в ужасном запустении. Чи­новники также мошенники и плуты. Во главе каждого из го­родских учреждений стоят чиновники. Кто такие чиновники, какова их роль в городе? Чиновник - это государственный служащий, имеющий чин. Действительно, чиновники — ви­новники всех происходящих в городе событий. О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города читатель мо­жет судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управ­ляет городом.

4) Характеристика героев комедии. В комедии Гоголя пред­ставлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Все вместе они представляют бюрократическую систему.

Образ Городничего. А.А. Сквозник-Дмухановский:

-         говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-         «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

-         купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

-         в немой сцене он стоит в виде столба с распростёртыми ру­ками и закинутою назад головой;

-         ему принадлежит фраза: «Чему смеётесь, над собой смеё­тесь!..»;

-         женат, имеет взрослую дочь. Образ судьи. А.Ф. Ляпкин-Тяпкин:

-         «человек, прочитавший пять или шесть книг»;

-         берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ХОДИТ;

-         судья, коллежский асессор;

-         с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

-         предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Образ попечителя богоугодных заведений. А.Ф. Земляника:

-        у него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;

-         «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут»;

-         «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и выздоровеет»;

-         «совершенная свинья в ермолке». Образ смотрителя училищ. И.К. Хлопов:

-         робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-         имеет чин титулярного советника;

-         «протухнул насквозь луком»;

-         один из его подчинённых «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

Образ почтмейстера. И.К. Шпекин:

-         «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую»;

-         «простодушный до наивности человек»;

-         «совершенно ничего не делает: все дела в большом запусте­нии, посылки задерживает»;

-         в разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: «Так точно-с»;

-         почтмейстер, надворный советник.

Гоголь характеризует чиновников, используя следующие приёмы: говорящие фамилии, речевая характеристика, отноше­ние к приезду ревизора, краткое описание в афише, ремарки. Чиновники города предстают перед читателем как люди, имею­щие определённые пороки: каждый из чиновников олицетворяет какой-нибудь порок, а вместе они олицетворяют отрицательные черты бюрократической системы в России.

Образ Хлестакова. Хлестаков — тот персонаж комедии, ко­торого чиновники приняли за ревизора. Автор особо обращает внимание на следующие черты Хлестакова: «несколько приглу- поват... пустейший... Говорит и действует без всякого соображе­ния. ...не в состоянии остановить постоянного внимания на ка­кой-нибудь мысли. Речь его отрывиста...Одет по моде». Хлестаков говорит отрывисто; речь подчас опережает мысль, часто говорит невпопад. Фразы обрываются довольно часто. Такая речь свидетельствует о неуравновешенном характере, о недостаточной степени образованности. Хлестаков постоянно врёт, и его ложь переходит все границы. Во взаимоотношениях с чиновниками города сначала несколько натянут, но посте­пенно всё больше смелеет и в конце, уже не задавая никаких вопросов, просто просит денег взаймы. В сцене соблазнения Хлестаковым Анны Андреевны и Марьи Антоновны раскрыва­ются безнравственность героя: ему всё равно, с кем заигрывать. Таким образом, Хлестаков ничем не отличается от чиновников города. Чиновники настолько порочны, что не видят очевидно­го и поэтому принимают Хлестакова за ревизора. Герой олице­творяет в комедии следующие людские пороки: пустое бахваль­ство, пустоту, безнравственность, беспринципность, глупую мечтательность. Хлестаков так же порочен, как и чиновники, поэтому он является главным героем лишь для развития дейст­вия. Н.В. Гоголь: «Мне жаль, что никто не заметил честного ли­ца, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был — смех».

5) Особенности конфликта комедии. До Н.В. Гоголя основ­ным конфликтом в драматическом произведении был любовный конфликт. Для писателя же главное — показать пороки России, поэтому любовная интрига не играет основной роли. Гоголь, создавая свою систему образов, расширяет рамки традиционно­го конфликта. В «Ревизоре» основной конфликт происходит ме­жду реальным миром порочности, лжи, лицемерия, в котором живут герои, и тем идеальным миром, к которому надо стремить­ся. Кульминационной сценой является сцена вранья Хлестакова о его делах в Петербурге в доме Городничего, так как если бы чи­новники не боялись ревизора, то сразу же разоблачили Хлеста­кова и его очевидное враньё.