foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Домашние задания

1)  История создания сборника И.С. Тургенева «Записки охот­ника».

В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте.

Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от про­стых крепостных: они были более открытыми, чугкими к красо­там природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного про­изведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опуб­ликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», поло­живший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника». Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник был очень популярен.

2)     Особенности жанра произведения И.С. Тургенева «Бежин луг». Произведение И.С. Тургенева «Бежин луг» является расска­зом. Рассказ — небольшое по объёму эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни че­ловека.

3)   Характеристика героев рассказа «Бежин луг». Характер героя раскрывается Тургеневым через описания внешности, через отношение к тем историям, которые рассказывают мальчики.

Образ Павлуши. Павлуша — один из пяти мальчиков, с кото­рыми познакомился рассказчик у костра, который жгли ребята. Весь облик мальчика говорит о бедственном положении его се­мьи: вся его одежда «состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Внешне нескладный: «волосы ...всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо блед­ное, рябое, рот, как говорится, с пивной котёл, тело приземи­стое, неуклюжее», Павлуша привлекает своим умным и прямым взглядом, а также силой, звучавшей в голосе. Именно Павлуше доверено наблюдать за варившимся на костре котелком. Зна­чит, это дело привычно для мальчика. Со знанием говорит ге­рой и о рыбе, блеснувшей на реке, и о покатившейся звезде: «...Вишь плеснула, — прибавил он, повернув лицо в направле­нии реки, — должно быть, щука... А вон звёздочка покатилась». Павел ведет себя по сравнению с другими ребятами наиболее смело. Когда после рассказа Илюши о лесной нечисти все вздрогнули, услышав чей-то шипящий свист, Павел крикнул: «Эх вы, вороны!., чего всполохнулись?» — и перевёл сразу раз­говор на бытовую тему, сказав о том, что картошка сварилась. Хорошо разбирается герой в повадках лесных зверей и птиц: то он слышит крик цапли, то объясняет, что белый голубок отбил­ся от дома и теперь ищет места для ночлега. Вернувшись с реки, Павел говорит о том, что ему показалось, будто его звал водя­ной. Всего боявшийся Илюша отмечает, что это плохая приме­та. Но Павел не боится примет, так как верит в судьбу и считает, что «своей судьбы не минуешь». В финале рассказа читатель уз­наёт о трагической гибели мальчика, но не в воде: «он убился, упав с лошади». Именно Павлуша вызывает наибольшие симпа­тии рассказчика, так как, не испугавшись, «с криком бросился вслед за собаками». В этот момент он был особенно хорош: «Его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»

-         Кто является главным героем рассказа? (крестьянские маль­чики из соседних деревень, которые стерегли табун)

-         Как рассказчик попал на Бежин луг? (он заблудился)

-         Охарактеризуйте каждого из пяти мальчиков (Федю, Павлу- шу, Илюшу, Костю, Ваню) по следующему плану (вниматель­но работайте с текстом художественного произведения):

-         возраст;

-         внешность, особенности одежды;

-         отношение к другим мальчикам;

-         рассказываемая история;

- поведение во время какого-либо неожиданного шороха.

-         Кто из мальчиков вызывает наибольшие симпатии рассказ­чика? Почему? (Павлуша, так как наиболее смелый.)

-         Кто из мальчиков лучше всех разбирается в народных по­верьях? На основании чего вы сделали такой вывод? (Илюша, так как именно он рассказывает наибольшее количество раз­личных историй.)

-         Кто из мальчиков ведёт себя наиболее покровительственно? Почему? (Федя, так как он старший — ему около четырнадца­ти лет — и из богатой семьи, поэтому выехал в поле не по ну­жде, а для забавы.)

4)   Образ рассказчика в рассказе. Рассказчик в тургеневском рассказе — сторонний наблюдатель, охотник, заблудившись, случайно оказавшийся на Бежином лугу. Образ рассказчика в «Записках охотника» очень нужный и активный, выступает в нескольких обликах. То как охотник, сталкивающийся с инте­ресными лицами, когда вовсе не важна его принадлежность к привилегированному сословию. То он случайный зритель или невольный свидетель встречи, разговора («Свидание», «Конто­ра»). То чувствуется сословная дистанция: он — барин, встре­чающийся с господами, вспоминает о прежних встречах с ли­цами, проливающих свет на происходящее («Ермолай и мельничиха»). То рассказчик как бы совершенно растворяется в повествовании («Певцы»). Но он всегда симпатичен, благоро­ден, стоит ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. Он даже берёт сторону угнетённых: уговорил Бирюка помило­вать крестьянина, брезгливо относится к Пеночкину и ему по­добным. Это, несомненно,— просвещённый «друг человечества» в духе сороковых годов, проповедующий социальное равенст­во, видящий пороки крепостнической системы, угнетающей униженных и оскорблённых.

5)    Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы. Тургенев отно­сился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоя­тельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и дейст­вующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Пейзаж в тургеневском рассказе не только фон, но и через описание природы раскрываются чувства, переживания геро­ев произведения.

Рассказ «Бежин луг» начинается с описания прекрасного лет­него июльского дня. Здесь И.С. Тургеневым используются эпите­ты: «заря... разливается кротким румянцем», «солнце - не огни­стое, не раскалённое», «лиловый... туман», «цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце... мирно всплыва­ет», «облака... почти не трогаются с места», «краски все смягче­ны», сравнения: «облака исчезают... как дым», «как бережно несо­мая свечка, ... вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе. Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от природы, передаёт­ся и читателю, который становится как бы соучастником собы­тий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и наступающего вечера: и «алое сияние... над потемневшей землёй», и «печать какой-то трогательной кротости», и «нако­пившийся зной», и запах полыни, ржи, гречихи. Смена пейзажа передаёт изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу, волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются тёмные и чёрные цвета: «тёмным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чер­нея», «синеватая воздушная пустота». Природа отражает состоя­ние охотника, поэтому используемые писателем эпитеты и ме­тафоры создают атмосферу страха: в лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле», «нигде не мерцал огонёк, не слышалось никакого звука», «очутился над страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель ощущает страх и волнение. Пейзаж в тургеневском рассказе «Бежин луг» помогает читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика.

-         Как начинает писатель своё произведение? (с описания при­роды)

-         О каком времени года идёт речь в рассказе? (июль)

-         Найдите в тексте эпитеты к слову солнце, («не огнистое, не раскалённое... не тускло-багровое... но светлое и приветно- лучезарное»)

-         Подберите к слову солнце синонимы, используемые писате­лем в тексте рассказа, («могучее светило», «алое сияние» и др.)

-         Как постепенно меняется цветовая гамма произведения? Как читатель понимает, что рассказчик заблудился? (Постепенно на смену светлым цветовым эпитетам приходят: «тёмным и круглым бугром», «места, ...потонувшие во мгле», «над страш­ной бездной» и др.)

Copyright © 2016 Сочинения, рефераты, твори, русский язык, українська мова, литература Rights Reserved.