foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Домашние задания

1)       История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трило­гии — «Детство», в которой изобразил веху в становлении лично­сти маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вто­рая часть трилогии — «В людях», в ней описывается тяжёлая тру­довая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университета».

 

2)   Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горь­кий создаёт повесть «Детство», повествование о жизни малень­кого мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого ли­ца, от имени главного участника событий. Это даёт возмож­ность писателю показать изображаемые события более досто­верно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце мо­ему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыст­ная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». В тексте повести герой признаётся в своей не­любви к деду. Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиогра­фической повести. Цель М. Горького — не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день живёт — простой русский че­ловек». События детства переданы писателем максимально под­робно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыно­симо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Горьков- ское произведение «Детство» небольшое по объёму, имеет гра­ницы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все вто­ростепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писа­тель одновременно наделяет главного героя своими пережива­ниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «..да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

- Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем авто­биографическая повесть отличается от автобиографии писа­теля? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.)

-         Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть Л.Н. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

-         Что такое внутренний монолог? (размышления главного ге­роя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

-         Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

-         Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от от­ношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Ат­мосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоот­ношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

-         Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

-         Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имуще­ство деда.)

-         Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

-         К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сиро- те-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григорию Ива­новичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в об­разе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алё­шу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются

писателем через восприятие маленького мальчика.

-         С кем главный герой — Алёшка — едет на пароходе? (с бабуш­кой и матерью)

-         Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

-         Как мать ведёт себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

-         Какое первое впечатление произвёл дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

-         Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в ко­тором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось не­приятным)

-         Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы.)

-         Как ведёт себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжа­ет кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

-         Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливо­стью)

-         Как ведёт себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

-         Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необыч­ность, непохожесть на других людей)

-         В какой главе звучит уже голос не маленького человека, а серьёзного писателя, переосмысливающего многие явления жизни? (в 12 главе, когда писатель говорит о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни»)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную проти­воположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на ли­це бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «све­тилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Ха­рактер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жиз­ни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить оби­ду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она ни­когда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Ко­гда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила по­смеиваясь, отчуждённо, как-то издали, точно соседка, а не вто­рая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к лю­дям — основные качества характера бабушки, поэтому она пе­реживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудно­сти, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Вашошку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден поби­раться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «гляде­ла на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запе­чатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духов­но обогащая трудную жизнь людей.

-         Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка — примиряю­щее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природ­ным материнским умом.)

-         Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.) Образ деда.

-         Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? По­чему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то

же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не

задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) - Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжёлое дет­ство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают рас­крыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Copyright © 2016 Сочинения, рефераты, твори, русский язык, українська мова, литература Rights Reserved.