foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Готовые домашние задания

Интерес к национально-самобытному в современной русской жизни, характерный для Островского 50-х — начала 60-х годов XIX века, привел драматурга к созданию социально-бытовой трагедии, в центре которой находится народный характер исключительной яркости, цельности и силы. Конфликт этой пьесы имеет эпохально-исторический смысл. «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи. Основная идея пьесы — утверждение того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего — в человека, одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть личностью и не иметь возможности проявить себя — вот то трагическое положение, в котором оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности.

Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой. В образе Паратова Островский сатирически разоблачил «цивилизованную» буржуазию и дворянство, приспосабливающееся к условиям капитализма.

Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» изменился: «значительные лица в городе» — «европеизированные» дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов, невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна — мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин-судовладелец Сергей Сергеевич Паратов.

Под внешним лоском «европеизированных» коммерческих дельцов скрываются отвратительные хищники, явственно слышно тяжелое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. Для Кнуровых, Вожеватовых и Паратовых не существовало никаких сдерживающих моральных правил, в своих отношениях они руководствовались лишь интересами эгоистического расчета, бездушными законами купли и продажи. Это люди без сердца, чести и совести. Паратов говорит Кнурову: «Что такое «жаль», это я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Верный себе, Паратов дважды обманывает Ларису и продает себя богатой невесте. Вожеватов хвалится, что он в себе не замечает того, «что любовью- то называют», в этом его полностью поддерживает Кнуров: «Хорошим купцом будете». И Кнурову, и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница является для них лишь товаром. Пользуясь безвыходным положением Ларисы, Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку.

Драма Островского — семейно-бытовая. Строй современной жизни, ее социальное лицо Островский умеет вскрыть, оставаясь в этих сюжетных рамках. Особенность драмы Островского — ее «безгеройность»: в центре стоит женщина, именно ее судьба определяет развитие действия, организует сюжет. Женщина оказывается естественным центром драматического действия, что объясняется самим положением ее в современном Островскому обществе. Поскольку женщина той эпохи, как правило, не участвовала в практической жизни, у нее нет необходимости обладать деятельным, активным характером, чтобы стать ведущей фигурой в интриге пьесы. Достаточное основание для такого положения в сюжете — ее чистота, бескорыстная, преданная любовь, готовность к самопожертвованию. Именно такова героиня «Бесприданницы». Лариса — красивая, чистая, умная, очень одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви и добра, но обречена погибнуть в условиях золотых цепей. Лариса — словно белая чайка, попавшая в стаю стервятников.

Главная героиня получила хорошее воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни, для чего ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях не пара Ларисе, но ее кумир, воплощение ее идеала, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность молодости и приверженность к губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку на огонь свечи. А силы характера, цельности натуры, как у Катерины из пьесы «Гроза», у Ларисы нет. Казалось бы, образованная и культурная, Лариса должна была выразить хоть какой-то протест, в отличие от Катерины. Но Лариса — слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все опостылело и рухнуло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее, не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная душой и телом, Лариса сама оказывается выражением обманчивости окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Мощный финал драмы — смерть героини среди праздничного шума и цыганского пения — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано Островским в характерном для его театра стиле «сильного драматизма», но при этом — с безупречной психологической точностью. Лариса смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива. А счастлива потому, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства — безрассудный, самоубийственный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека... они смотрят на вас как на вещь». И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...» Смертельно раненная, Лариса благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого... не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Женщина с пылким сердцем, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета и пошлости, по словам Кнурова, «в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет». Но ее любовь поругана, для Паратова она — лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву». Выстрел Карандышева приносит Ларисе избавление от страшной жизненной западни, потому что она уже была готова принять условия богача Кнурова: «...Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты... Я не нашла любви, так буду искать золота». Золото — тот же омут, и Лариса была готова в него броситься. Так циничная и жестокая власть торгашеского продажного мира убила «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

Но какие бы выходы ни искала Лариса, каждый раз они приводят ее в тупик: так случилось со сватовством Карандышева, с «дружбой» Вожеватова, с «любовью» Паратова и с «содержанием» у Кнурова. Никакие «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не в силах изменить ее судьбу. Замечательный романс, который вдохновенно исполняет Лариса при внешне завороженном внимании слушателей, передает безысходность ее положения. Тупиковость ситуации героини проистекает оттого, что она жаждет любви в «безлюбовном» мире, душа Ларисы полна музыки в прозаичном окружении, оттого, что человек с живой и пылкой душой воспринимается бездушными и бессердечными дельцами как вещь, в лучшем случае дорогая, похожая на бриллиант, заслуживающий соответствующей оправы.

Никто из окружения Ларисы не способен понять ее высокую духовность, ее воспаренность над серой землей и ее стремление к полету (Лариса — чайка). Но Лариса лишена цельности характера. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей. Ведь и Паратова она полюбила не безотчетно, а, по ее собственным словам, потому, что «Сергей Сергеич это... идеал мужчины». Лариса частично виновата в ситуации, разыгравшейся в пьесе, но попрание ее высокой любви другими делает героиню пьесы одновременно и без вины виноватой.