foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Готовые домашние задания

Л. Н. Толстому, по мнению А. П. Чехова, принадлежит первое место среди деятелей русского искусства. Гениальный автор «Войны и мира» известен всему свету. Анатоль Франс писал: «Толстой — наш общий учитель». Замечательные рассказы, повести драмы и три гениальных романа— «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение» — никогда не перестанут волновать человеческие умы и сердца. На протяжения 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир», который охватывает русскую жизнь начала XIX века. С большой симпатией автор изображает Андрея Болконского, Пьера Безухова, искавших правду, справедливость и подлинное человеческое счастье в жизни.

 

В центре внимания романа — Отечественная война 1812 года. Среди огромного числа персонажей «Войны и мира» есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны. Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который в 1812 году испытали русские люди. «В «Войне и мире» я любил мысль народную», — говорил писатель. Всем содержанием «Войны и мира» Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.

Война заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя. Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над народом. В битве под Шенграбеном русские жертвовали собой во имя спасения своих товарищей, проявляя при этом чудеса храбрости, и делалось это бессознательно, инстинктивно.

Патриотизм русских людей выражался очень просто. Мелкий торговец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск кричал солдатам, чтобы они забирали из его лавки все товары, так как «решилась Расея» и он сам все сожжет. Карпы и Власы не продавали французам сено «за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», чтобы оно не досталось врагу. Семья Ростовых отдала подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение. Московская беднота хотела вооружиться, чтобы защитить старую столицу, крестьяне вступали в партизанские отряды и уничтожали захватчиков. Московские жители оставляли столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакая опасность. Московская барыня покидает столицу со своими арапками и моськами еще в июне из соображения, что «она Бонапарту не слуга».

Наташа Ростова тоже не остается в стороне от событий 1812 года. Она понимает, что ничем не сможет помочь России, но и оставаться безучастной не в ее силах. Перед взятием Москвы французами люди срочно эвакуируются из города, в Москве много раненых, срочно нужны подводы. И когда Наташа узнает об этом, она ни минуты не колеблется: она не может понять, как можно вывозить какие-то вещи, когда погибают люди? Князю Андрею в кризисные моменты жизни помогает русское начало, которое в нем заложено: оно помогает ему понять всю лживость и лицемерие его кумира — Наполеона: «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему».

Величайшим проявлением патриотизма была Бородинская битва, в которой русское войско одержало победу над численно сильнейшим неприятелем. Французские генералы сообщали Наполеону, что «русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско». «Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят», — доносили Наполеону адъютанты, и он чувствовал, как «страшный размах руки падал волшебно-бессильно». Одновременно с этим Раевский доносил Кутузову, что «войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более».

Кутузов — выразитель патриотического духа русской армии, ее идейный вдохновитель и руководитель. Внешне дряхлый, инертный и слабый старик оказался силен и красив внутренне: он один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, видя перед собой лишь одну великую цель, которая была его стремлением и желанием, — победу над ненавистными захватчиками. Его «простая, скромная и потому истинно величественная фигура не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумали».

Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени — с одной стороны, и с другой — нравственного духа войска, о котором он всегда ревностно заботился. Он глубже других понимал значение каждого события в ходе войны; связь с родиной, с Русской землей, единство с армией были источником его силы как полководца, так и человека.

Патриотизм Кутузова, как и патриотизм простых русских людей — Тушина, Тимохина, Тихона Щербатого, — совершенно лишен внешних эффектов, его патриотизм основан на уверенности в силе и мужестве русского человека, на его вере в победу.

Толстой резко разграничивает истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм— это ненависть к врагам, но любовь к людям вообще. А ложный — только ненависть. В эпизоде на мосту К. Б. Шуберт сообщает о том, сколько раненых и убитых было после сражения, и в его голосе слышится какая-то удовлетворенность, а Николай Ростов, присутствующий при этом, никак не может принять такой разговор, потому что за этими голыми цифрами стоят люди. Истинный патриотизм русского народа проявляется в минуты действительной опасности для родины, то есть только тогда, когда «потревожен рой». Когда же война идет на чужой территории, русский народ не вступает в борьбу, а солдаты только выполняют свой воинский долг.

Толстой также разграничивает скрытый и показной патриотизм. Показной патриотизм — это лживость, неестественность. Эта идея, скорее всего, приходит к Толстому из Евангелия, Нагорной проповеди: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайце; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

В русской литературе нет другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были изображены мощь и величие русского народа. Патриотический роман Толстого имеет всемирное значение: «Этот роман — быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны», — говорил французский писатель Луи Арагон.