foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Домашние задания

Когда стихи А. Ахматовой впервые появились в печати, современники отметили какую-то особую непосредственность, почти дневниковость ее произведений. Казалось, что перед читателем не поэтический сборник, а искренний рассказ о жизни современницы, буквально исповедь.

Центром этой исповеди была жизнь сердца — любовь. Эта любовь у А. Ахматовой — всегда горькая, неразделенная, мучительная. Она снова и снова овладевает сердцем лирической героини, воспоминания о ней и составляют содержание ее раннего творчества, делают ее судьбу незаурядной, не похожей на другие:


Тяжела ты, любовная память!

Мне в дыму твоем петь и гореть,

А другим это — только пламя,

Чтоб остывшую душу греть...

 

Исповедуясь в перипетиях неразделенной любви, поэтесса одновременно исповедуется в любви к миру — ненавязчиво, без громких слов. Все ее любовные переживания оказываются неразрывно связанными с окружающей обстановкой, с явлениями природы. Хлыстик и перчатка, забытые на столе, старое саше, знакомый силуэт на террасе, красный тюльпан в петлице — все эти мелочи запоминаются потому, что через них передается сложность переживаний. И природа в поэзии А. Ахматовой — не фон действия, а таинственный и странный мир, преобразующий жизнь человека:

 

Но звезды синеют, но иней пушист,

И каждая встреча чудесней,

А в Библии красный кленовый лист

Заложен на Песне Песней.

 

«Чем глубже зачерпнешь, тем общее всем, знакомее и роднее», — говорил Л. Н. Толстой. Углубляясь в личные переживания, А. Ахматова не могла не говорить о судьбе поколения, на чью долю выпали трудные времена — войны, революции, социальные катаклизмы:

 

А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя...

 

И А. Ахматова честно и горестно рассказывает об этих ударах, о том, как ненадежен и опасен стал мир, как он весь проникнут страхом:

 

Страх, во тьме перебирая вещи,

Лунный луч наводит на топор.

За стеною слышен стук зловещий —

Кто там — крысы, призрак или вор?

 

За год до трагической завязки сталинского террора появляется в стихах А. Ахматовой напоминание о том, что «кровью пахнет только кровь», а убийцы, подобные Понтию Пилату и леди Макбет, во все времена будут именоваться убийцами. Историческое возмездие неотвратимо:

 

И напрасно наместник Рима

Мыл руки пред всем народом

Под зловещие крики черни;

И шотландская королева

Напрасно с узких ладоней

Стирала красные брызги

В душном мраке царского дома.

 

Многие поздние стихи А. Ахматовой посвящены осмыслению памяти. В памяти причудливо переплетаются события разных лет, обволакиваются туманом, а в просветах — лица давно ушедших людей. Память «морочит» лирическую героиню, пытаясь пересочинить давно прошедшее, которое притворяется настоящим:

 

Когда спускаюсь с фонарем в подвал,

Мне кажется — опять глухой обвал

За мной по узкой лестнице грохочет.

 

Подвал, о котором идет речь в этих строчках из стихотворения « Подвал памяти », — это артистическое кафе « Бродячая собака », с которым много связано в культуре Серебряного века. Но уже «проводили дам» и многие умерли, и нельзя оставаться здесь, среди обломков прошлой жизни, пора вернуться — «но где мой дом и где рассудок мой?»

Поэт обладает прапамятью, способной перенести   его в далекие эпохи:

 

О если бы вдруг откинуться

В какой-то семнадцатый век.

С душистою веткой березовой

Под Троицу в церкви стоять,

С боярынею Морозовой

Сладимый чаек попивать.

 

Это уже проба другой судьбы — гордой и трагической, родственной. И спасение души виделось не в уходе от современности, а в зеркальном отражении одной судьбы в другой, в уходящем в глубины истории и не порывающем связи с нашим временем бытии. А. Ахматова поэт настоящей судьбы, ставшей неизбывной болью и радостью многих — тех, кого притягивает силовое поле поэзии от поколения к поколению.

Copyright © 2016 Сочинения, рефераты, твори, русский язык, українська мова, литература Rights Reserved.