foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
ГДЗ. Лучшие школьные сочинения по русскому языку литературе. Шпаргалки.l

Домашние задания

Обращаясь к истории написания стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», нельзя не вспомнить рассказ Тургенева, который вошел в его «Литературные и житейские воспоминания». По словам писателя, в 1840 году он встретил Лермонтова на одном из балов в Дворянском собрании.

На балу поэту не давали покоя, беспрестанно к нему приставали, брали его за руки. Одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места и молча слушал неинтересные разговоры, поочередно обращая на собеседников свой сумрачный взгляд.

Вполне возможно, что в эти минуты он находился во власти поэтического вдохновения и в его голове, уставшей от суеты блестящего гламурного света, рождались строки, в которых отобразилась печаль и грусть одинокого, непонятого никем поэта:

 

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски...

 

В лирике этого периода (1837-1841) ощущается, как меняется отношение поэта к миру, к чужому мнению, в том числе к мнению толпы. Герой Лермонтова чувствует свою полную разобщенность со светской толпой и со своим поколением: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Он не способен совладать с самим собой, со своими мечтами, которые теперь кажутся несбыточными. При этом недовольство героя направлено и на внешний мир, и на себя. Он прекрасно осознает враждебность мира, объективными законами которого являются одиночество и беспросветный трагизм личного существования.

Что может спасти человека в такие минуты горького отчаяния и разочарования? Лирический герой Лермонтова не мечтает о славе среди «пестрой толпы». Красавицы, которые с небрежной смелостью касаются его холодных рук своими бестрепетными руками, давно его перестали волновать. Передать это настроение отрешенности поможет Лермонтову прием выделения отдельных слов и словосочетаний, который находится в прямой зависимости от интонационной структуры стихотворения. «Пестрая толпа», «дикий шепот», «бездушные люди», «давно бестрепетные руки», «небрежная смелость» — все эти эмоциональные, наполненные экспрессией эпитеты подчеркивают враждебность окружающего мира по отношению к лирическому герою. Интересна композиция стихотворения.

Вступление и финал — это констатация существования реального мира, людской суеты. От нее стремится убежать герой в свои несбыточные мечты, в свой совершенный внутренний мир, наполненный яркими красками и живыми эмоциями, и к ней же возвращается, поняв бесплодность своего побега:

 

Наружно погружасъ в их блеск и суету,

Ласкаю я в суше старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

 

Детям часто снится один и тот же сон: во сне можно превратиться в птицу и взмыть в бесконечную синеву неба. С высоты птичьего полета интересно посмотреть на тех, кто остался внизу, кто удивленно и завистливо смотрит на тебя и никогда не радуется, что ты умеешь летать. Так и лермонтовский лирический герой летит «вольной, вольной птицей» (обратим внимание на повторение эпитета «вольный»: это не просто ритмообразующий повтор, но бессознательное выражение главной мечты — стать свободным) и, возможно, видит себя ребенком. Современные психологи объясняют, полеты в ином ключе: полет во сне — это выражение подсознательного освобождения человека от гнета внешних обстоятельств, переживание того, что не сбылось, но о чем страстно мечталось.

Эпизод погружения лирического героя в мечту окрашен позитивными эмоциями. В нем преобладают яркие цвета и светлые оттенки, которые придают пейзажным зарисовкам некую светлую, щемящую грусть: «зеленой сетью трав подернут спящий пруд», «сквозь кусты глядит вечерний луч», «желтые листы шумят под робкими шагами». Постепенно в сознании читателя предстает прекрасный образ:

 

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

 

Недаром этот волшебный образ трактуется как женский: в нем воплотились и забота нежной, любящей матери и невинная прелесть первой возлюбленной. Только в детстве возможно такое радужное и беззаботное видение мира, когда разум еще не столь остро воспринимает несправедливость, а душа не всегда способна отличить грубую лесть от проявления искреннего чувства.

Пестрая толпа шумно врывается в мир грез лирического героя стихотворения и разрушает его, а мечта — всего лишь «незваная» гостья на этом празднике жизни. У поэта только одно оружие борьбы с клеветой, несправедливостью и глупостью — острое, словно меч, слово (обратим внимание на эпитет «железный»):

 

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

Copyright © 2016 Сочинения, рефераты, твори, русский язык, українська мова, литература Rights Reserved.