План
I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского.
II. Внимание и сострадание к «маленьким людям».
1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова.
2. Беды и несчастья петербургского «дна».
3. Шанс на прощение.
4. Тяжелая участь Катерины Ивановны.
5. Чистая, невинная душа Сони Мармеладовой.
6. Вера – утешение и возвышение над тяготами жизни. III. Всеобъемлющая любовь – выход из духовного тупика.
Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокровенные уголки человеческой души, освещать «потемки» этих душ светом великого евангельского человеколюбия не умел ни один писатель.
С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представителей «дна». К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов «посылается» Раскольникову в момент его лихорадочных раздумий над своей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить болезненную уверенность Родиона в своей правоте. И именно Соня Мармеладова до последних страниц романа сопровождает Раскольникова с единой целью – разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение.
Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского «дна». Болезни, ссоры, беспросветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть… Никакое горе не пожелало обойти стороной эту многострадальную семью. Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, в одном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей неприглядной, маленькой жизни. Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности – ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку.
И этот потерявший всякое человеческое лицо несчастный просит только одного: шанса на прощение. И, жалкий до омерзения поначалу, постепенно, по мере рассказа, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхождение, ведь видно: за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность; не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня «скота».
Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по происхождению, приходится едва ли не хуже. Она не может ни в чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой… И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню выйти на улицу, чтобы торговать собой. И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое «сокровище», как презрительно выразилась Катерина Ивановна, – девичью честь – на попрание ради куска хлеба.
Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения – святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и великого человеколюбия. Именно она, тихая, скромная, хрупкая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Раскольникова. Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла; она наставила Родиона на путь покаяния; она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возможность навещать осужденного.
Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мармеладову. Соня не обвиняет никого, ни на что не жалуется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, – и ей легчает. Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненавидит саму себя – и делает свою участь еще горше.
Трагедия семьи Мармеладовых – одна из тысяч подобных трагедий, разыгрывавшихся в 60-е годы XIX столетия в Петербурге, декорациями для которой стали нищие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в такой среде назревала богоборческая теория Раскольникова, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему – любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям.