Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечность и жестокость современной ему жизни. Трагическому содержанию романа соответствуют образные средства, используемые писателем. Это портреты героев, их речевая характеристика, описание их комнат, городские пейзажи.
Важную роль в образном строе романа играет цвет. Особенно интересно то, что автор использует в произведении всего несколько цветов. Самый важный цвет в романе – желтый.
Отчасти это произошло потому, что «Преступление и наказание» – петербургский роман, а в русской литературе образ Петербурга часто ассоциировался с желтым цветом. И это не только потому, что цвет многих официальных и парадных зданий Петербурга – желтый, но и потому, что желтый цвет – это цвет предательства, горя, болезни. Критик Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Этот желтый фон – великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев. «Желтый цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали», – делает вывод Соловьев.
Действительно, Петербург Достоевского болен, и больны, нравственно и физически, большинство персонажей его произведения. Важной чертой, по которой мы узнаем «больную» обстановку и больных людей, является неприятный, навязчивый, нездоровый желтый цвет, которым полны описания в романе. Это желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, «желтое от постоянного пьянства» лицо Мармеладова, встреченного Раскольниковым в распивочной, желтая, «похожая на шкаф или на сундук», производящая гнетущее впечатление каморка самого Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом. С развитием действия желтого цвета становится все больше. В комнате у Сони – «желтоватые обшмыганные и истасканные обои». В кабинете у Порфирия Петровича – «мебель из отполированного желтого дерева». В номере гостиницы, где остановился Свидригайлов, – желтый цвет обоев. И даже перстень на руке у Лужина украшен желтым камнем. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных героев и предвещают что-то недоброе. Наконец, принципиально важно то, что Сонечка Мармеладова живет по желтому билету, который олицетворяет все низкое, подлое, унизительное и грешное в жизни. (Содержание этого абзаца явно можно было бы развернуть и написать гораздо подробнее о значении желтого цвета в каждом из описанных контекстов.)
Следует обратить внимание также на сопоставление двух однокоренных слов – желтый и желчный, которые не раз встречаются в романе рядом. О Раскольникове, например, говорится: «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам», «Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке». Писатель показывает взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и окружающего мира. В этом взаимодействии, видимо, и заключен тот сложный смысл, который приобретает в романе желтый цвет.
Однако в «Преступлении и наказании» мы иногда видим и зеленый цвет, цвет надежды. Это цвет зелени на Островах, где Раскольников видит хоть что-то живое и прекрасное. Символично, что это также цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу, приводящую к нравственному возрождению. Отправляясь за Раскольниковым, который идет признаваться в совершенном преступлении, Соня накидывает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину героя. В эпилоге, в сцене, предвещающей возрождение Раскольникова, Соня появляется в этом же платке. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения оказывается более значимым, чем желтый цвет страдания и безнадежности.
В этой победе зеленого над желтым – важный символический смысл. Достоевский надеется на лучшее будущее героев. В противоборстве добра и зла побеждает добро. Достоевский верит в человека… И в этой вере заключена художественная сила произведений писателя.