Главные герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» изображены с помощью разных художественных средств. Образ Александра Андреевича Чацкого раскрывается в его блестящих монологах и репликах; его стихия – мир идей. Фамусов и Молчалин – в поведении и поступках. Софья раскрывается в любви.
Пьеса начинается со сцены тайного свидания Софьи с Молчалиным.
Мы еще не знаем, как ничтожен и низок ее возлюбленный, но сила чувства Софьи не вызывает сомнений. Она не боится отца, она намекает ему о своей любви, пересказывая будто бы приснившийся ей сон о дорогом для нее человеке, который «в бедности рожден».
Нам известно, что Софья «любила Чацкого когда-то», и все упрекают ее в том, что она его разлюбила: и сам Александр Андреич, и Лиза, и читатель (зритель). Ну как можно было предпочесть умному, искреннему, любящему Чацкому такое ничтожество, как Молчалин! Как? Да очень просто! Разве сердце подчиняется разуму, разве любят за какие-либо достоинства? Скорее, любящий человек наделяет любимого наилучшими качествами, идеализируя его. Так, Софья видит в своем избраннике и благородство, и скромность, и бескорыстие:
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
«Конечно, нет в нем этого ума…» – говорит она о Молчалине, но ей кажется, что именно отсутствие ума есть залог чистосердечия.
Софья любит искренне, самоотверженно, бескорыстно. Она лишается чувств, когда Молчалин упал с лошади, а очнувшись, порывается «туда бежать, там быть, помочь ему стараться», не боясь скомпрометировать себя. Она не желает слушать язвительных речей Чацкого о своем возлюбленном, отвечает на них с раздражением, досадой. Она мечтает выйти замуж за Алексея Степаныча, хотя он не является выгодной партией, и отец никогда не благословит их брак («Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери). Но Софья умеет быть и гордой. Когда она становится свидетельницей сцены ухаживания Молчалина за Лизой, она говорит с бывшим возлюбленным категорически, резко, не допуская и мысли о каких-либо дальнейших отношениях:
Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас…
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их…
Образ Софьи драматичен. Мы искренне сочувствуем отвергнутому обществом Чацкому, но трагедия поруганной любви Софьи почему-то трогает нас не меньше. А что может быть печальнее, чем разочарование в своем избраннике, предательство любимого человека? У Чацкого остаются его идеи и чувство собственной правоты. А что остается у Софьи? Горечь потери, стыд, обида и воспоминания. И надежда.