foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Как Нестор-летописец повествует об исторических событиях?

Нестор повествует об исторических событиях поэтично. Про­исхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Летописец развёртывает широкую панораму историче­ских событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи — князья, бояре, купцы, по­садники, церковные служители. Он рассказывает о военных по­ходах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений.

На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но ав­тор всё это описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает; честность, смелость, мужество, верность, благородство он превозносит. Именно Нестор укрепляет, совершенствует версию о происхож­дении русской княжеской династии. Главная её цель состояла в том, чтобы показать Русскую землю в ряду других держав, дока­зать, что русский народ — не без роду и племени, а имеет свою историю, которой вправе гордиться.

Издалека начинает свой рассказ Нестор, с самого библейско­го потопа, после которого земля была распределена между сы­новьями Ноя. Вот как начинает Нестор своё повествование:

«Так начнём повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя разделили землю — Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия, даже и до Ин­дии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат, Вавилон, Кордуна, асси­рияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елимаис, Инди, Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией...

Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида...

Сим же Хам и Иафет разделили землю, бросив жребий, и по­решили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был единый народ. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба, — было это в дни Некгана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40 лет, и не свершили его. И сошел Господь Бог видеть город и столп, и сказал Господь: «Вот род един и народ един». И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп; и находятся ос­татки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ши­рину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки...»

Затем автор рассказывает о славянских племенах, их обы­чаях и нравах, о взятии Олегом Царьграда, об основании Кие­ва тремя братьями Кием, Щеком, Хоривом, о походе Святосла­ва на Византию и прочих событиях, как реальных, так и легендарных. Он включает в свою «Повесть...» поучения, запи­си устных рассказов, документы, договоры, притчи и жития. Ведущей темой большинства летописных записей становится идея единства Руси.