foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

1)   История создания «Повести о Петре и Февронии Муром­ских».

Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о просла­вившихся своими благочестивыми поступками праведных лю­дях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Пегре и его супруге княгине Февро­нии.

Ермолай-Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии Му­ромских», которые на соборе в 1547 году были канонизированы, то есть объявлены «новыми чудотворцами », святыми.

2)     Особенности сюжета «Повести о Петре и Февронии Му­ромских».

Источники сюжета. Источником сюжета для «Повести...» Ер- молая-Еразма послужила местная легенда о мудрой крестьян­ской девушке, ставшей княгиней (село Ласково в пяти километ­рах от села Сологчи и бывшего Солотчинского монастыря, откуда была родом Феврония, существует и в наши дни). На­родное предание оказало столь сильное влияние на Ермолая- Еразма, что он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: перед нами увлекательное сюжетное повест­вование, мало чем напоминающее рассказ о подвиге святых во славу церкви. И в сюжете, и в содержании отдельных эпизодов, и в загадывании и разгадывании загадок заметно проявляются фольклорные мотивы. Показательно в этом отношении то, что рассказ Ермолая-Еразма о Петре и Февронии, признанных цер­ковью святыми, не был включен в «Великие Минеи-Четии», в которых наряду с другими текстами помещались многочислен­ные жития русских святых.

- Основные этапы сюжета. Экспозиция. «Сей убо в Рустей зем­ли град, нарицаемый Муром» — так просто начинается по­весть. В граде этом, как рассказывают, говорит повествова­тель, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик

Павла. Жена Павла поведала мужу' о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она буде и от чего?» Прельщенный «добрым прельще­нием» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Брат Павла, Пётр, решает убить змия, но не ведает, где ему достать Агриков меч. Он находит этот меч в одной из своих по­ездок для уединённой молитвы в загородном храме в алтаре ме­жду «керамидами», то есть керамическими плитками, обычно за­крывавшими погребения. Удостоверившись, что в храмине у жены Павла сидит не Павел, а змий, принявший облик Павла, Пётр ударяет его Агриковым мечом. К змию возвращается его подлинный облик, и он «трепеща» умирает, обрызгав Петра сво­ею кровью. От этой крови Пётр покрывается струпьями. Болезнь его невозможно вылечить.

Завязка сюжетного действия. Страшная болезнь Петра слу­жит завязкой второй части повести, где появляется мудрая де­ва Феврония, излечивающая князя. Феврония — «мудрая дева» сказочных сюжетов. Внешние проявления её большой внут­ренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, по­бедила свои страсти. Её любовь к князю Петру потому и непо­бедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем её мудрость — не только свойство её ума, но в такой же мере — её чувства и воли. Между её чув­ством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» её образа.

Развязка. Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, под­сказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра. Их не может разлучить сама смерть. Когда Пётр и Феврония почувствовали прибли­жение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они при­няли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» для святой чаши, Пётр послал ей сказать, что он умирает, и просил её умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить по­крывало. Вторично послал к ней Пётр, велев сказать: «Уже ма­ло пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Пётр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрыва­ло, обвертела о неё нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе.

Эпилог. После смерти Петра и Февронии люди положили те­ла их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказа­лись в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела ока­зались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.

-        Какие силы действуют в начале повести? (змий лукавый — дьявол)

-        Что такое Агриков меч? (Агрик — сказочный богатырь. Рас­сказывали, что он побеждал исполинов и чудовищ. Он собрал несметную сокровищницу оружия, среди которой был и меч- кладенец.)

-        Почему тело Петра покрылось струпьями и язвами? («... Пётр, твердо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий, ударил его мечом. Змий обратился в свой естественный вид и пал мёртвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кро­вью. От той вражьей крови тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь.»)