foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

1) История создания комедии.

2)           Особенности жанра произведения. Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» относится к жанру реалистической коме­дии. Комедия — вид драмы, в которой характеры, ситуации пред­ставлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни. Реализм — литературное направление, появившееся в России в начале XIX века как способ отразить современную дей­ствительность.

Основными представителями реализма в 1-й по­ловине XIX века были: Ч. Диккенс, У. Теккерей (в Англии); Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер (во Франции); А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь (в России).

Основные особенности реализма как литературного направ­ления:

-         Историзм произведения. В реализме специфический подход к изображению жизни: события, представленные в художест­венном произведении, являются отражением определённой исторической эпохи.

-         Дух эпохи передан в художественном произведении прото­типами: в реальной действительности можно встретить лю­дей, обладающих теми же чертами характера, что и герои ли­тературного произведения; типичный герой в типичных обстоятельствах.

-         Герои реалистического произведения — не только порожде­ние определённого времени, но и общечеловеческие типы.

-         Характеры героев реалистического произведения даны в раз­витии, многоплановы и сложны, социально и психологиче­ски мотивированы.

-         В реалистическом произведении используется живой, разго­ворный язык; разговорная лексика.

Цель, стоявшая перед писателем, во время написания коме­дии «Ревизор» — «собрать в одну кучу всё дурное на Руси и разом посмеяться над ним».

Сюжет комедии предложил Н.В. Гоголю Пушкин. 7 октября 1835 года А.С. Пушкин писал ему в Михайловское: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смеш­ной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать... комедию». Пушкин рассказал, как однажды в Ниж­нем Новгороде, когда он ехал в свое имение Болдино, его при­няли за ревизора. В течение месяца с небольшим Гоголь рабо­тает над комедией и завершает «Ревизор» 4 декабря 1835 года. Впервые «Ревизор» поставили в Петербурге на сцене Александ­рийского театра. Все зрители смеялись над карикатурными персонажами, но сам писатель, присутствующий на премьере, был глубоко разочарован, так как зрители не увидели в персо­нажах свои пороки, а актеры слишком карикатурно изображали своих героев. Н.В. Гоголь высмеивает в «Ревизоре» пороки со­временной ему России, поэтому комедию по праву можно на­звать сатирической.

3) Особенности сюжета комедии. Действие комедии раз­ворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем, по замыслу писателя, конкретного названия. Неопределённое ме­стоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до како­го государства не доскачешь», придаёт ему определённую ус­ловность, позволяет отразить в нём все социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения. Недаром Хлестаков говорит: «Какой скверный городишко?» О жизни го­рода читатель может судить прежде всего по состоянию дел в его учреждениях. Комедия начинается с сообщения Городни­чего о приезде ревизора. Таким образом, читатель видит, в ка­ком состоянии находятся дела в уездном городе. Читатель уз­наёт из письма, которое получил Городничий, что тот нечист на руку, и дела в городе находятся в ужасном запустении. Чи­новники также мошенники и плуты. Во главе каждого из го­родских учреждений стоят чиновники. Кто такие чиновники, какова их роль в городе? Чиновник - это государственный служащий, имеющий чин. Действительно, чиновники — ви­новники всех происходящих в городе событий. О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города читатель мо­жет судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управ­ляет городом.

4) Характеристика героев комедии. В комедии Гоголя пред­ставлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Все вместе они представляют бюрократическую систему.

Образ Городничего. А.А. Сквозник-Дмухановский:

-         говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;

-         «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;

-         купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;

-         в немой сцене он стоит в виде столба с распростёртыми ру­ками и закинутою назад головой;

-         ему принадлежит фраза: «Чему смеётесь, над собой смеё­тесь!..»;

-         женат, имеет взрослую дочь. Образ судьи. А.Ф. Ляпкин-Тяпкин:

-         «человек, прочитавший пять или шесть книг»;

-         берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ХОДИТ;

-         судья, коллежский асессор;

-         с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;

-         предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Образ попечителя богоугодных заведений. А.Ф. Земляника:

-        у него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;

-         «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут»;

-         «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и выздоровеет»;

-         «совершенная свинья в ермолке». Образ смотрителя училищ. И.К. Хлопов:

-         робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;

-         имеет чин титулярного советника;

-         «протухнул насквозь луком»;

-         один из его подчинённых «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

Образ почтмейстера. И.К. Шпекин:

-         «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую»;

-         «простодушный до наивности человек»;

-         «совершенно ничего не делает: все дела в большом запусте­нии, посылки задерживает»;

-         в разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: «Так точно-с»;

-         почтмейстер, надворный советник.

Гоголь характеризует чиновников, используя следующие приёмы: говорящие фамилии, речевая характеристика, отноше­ние к приезду ревизора, краткое описание в афише, ремарки. Чиновники города предстают перед читателем как люди, имею­щие определённые пороки: каждый из чиновников олицетворяет какой-нибудь порок, а вместе они олицетворяют отрицательные черты бюрократической системы в России.

Образ Хлестакова. Хлестаков — тот персонаж комедии, ко­торого чиновники приняли за ревизора. Автор особо обращает внимание на следующие черты Хлестакова: «несколько приглу- поват... пустейший... Говорит и действует без всякого соображе­ния. ...не в состоянии остановить постоянного внимания на ка­кой-нибудь мысли. Речь его отрывиста...Одет по моде». Хлестаков говорит отрывисто; речь подчас опережает мысль, часто говорит невпопад. Фразы обрываются довольно часто. Такая речь свидетельствует о неуравновешенном характере, о недостаточной степени образованности. Хлестаков постоянно врёт, и его ложь переходит все границы. Во взаимоотношениях с чиновниками города сначала несколько натянут, но посте­пенно всё больше смелеет и в конце, уже не задавая никаких вопросов, просто просит денег взаймы. В сцене соблазнения Хлестаковым Анны Андреевны и Марьи Антоновны раскрыва­ются безнравственность героя: ему всё равно, с кем заигрывать. Таким образом, Хлестаков ничем не отличается от чиновников города. Чиновники настолько порочны, что не видят очевидно­го и поэтому принимают Хлестакова за ревизора. Герой олице­творяет в комедии следующие людские пороки: пустое бахваль­ство, пустоту, безнравственность, беспринципность, глупую мечтательность. Хлестаков так же порочен, как и чиновники, поэтому он является главным героем лишь для развития дейст­вия. Н.В. Гоголь: «Мне жаль, что никто не заметил честного ли­ца, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был — смех».

5) Особенности конфликта комедии. До Н.В. Гоголя основ­ным конфликтом в драматическом произведении был любовный конфликт. Для писателя же главное — показать пороки России, поэтому любовная интрига не играет основной роли. Гоголь, создавая свою систему образов, расширяет рамки традиционно­го конфликта. В «Ревизоре» основной конфликт происходит ме­жду реальным миром порочности, лжи, лицемерия, в котором живут герои, и тем идеальным миром, к которому надо стремить­ся. Кульминационной сценой является сцена вранья Хлестакова о его делах в Петербурге в доме Городничего, так как если бы чи­новники не боялись ревизора, то сразу же разоблачили Хлеста­кова и его очевидное враньё.