Сочинения Русская литература Сочинение: Чацкий глазами героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
1) История создания комедии.
2) Особенности жанра произведения. Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» относится к жанру реалистической комедии. Комедия — вид драмы, в которой характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни. Реализм — литературное направление, появившееся в России в начале XIX века как способ отразить современную действительность.
Основными представителями реализма в 1-й половине XIX века были: Ч. Диккенс, У. Теккерей (в Англии); Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер (во Франции); А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь (в России).
Основные особенности реализма как литературного направления:
- Историзм произведения. В реализме специфический подход к изображению жизни: события, представленные в художественном произведении, являются отражением определённой исторической эпохи.
- Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами: в реальной действительности можно встретить людей, обладающих теми же чертами характера, что и герои литературного произведения; типичный герой в типичных обстоятельствах.
- Герои реалистического произведения — не только порождение определённого времени, но и общечеловеческие типы.
- Характеры героев реалистического произведения даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
- В реалистическом произведении используется живой, разговорный язык; разговорная лексика.
Цель, стоявшая перед писателем, во время написания комедии «Ревизор» — «собрать в одну кучу всё дурное на Руси и разом посмеяться над ним».
Сюжет комедии предложил Н.В. Гоголю Пушкин. 7 октября 1835 года А.С. Пушкин писал ему в Михайловское: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать... комедию». Пушкин рассказал, как однажды в Нижнем Новгороде, когда он ехал в свое имение Болдино, его приняли за ревизора. В течение месяца с небольшим Гоголь работает над комедией и завершает «Ревизор» 4 декабря 1835 года. Впервые «Ревизор» поставили в Петербурге на сцене Александрийского театра. Все зрители смеялись над карикатурными персонажами, но сам писатель, присутствующий на премьере, был глубоко разочарован, так как зрители не увидели в персонажах свои пороки, а актеры слишком карикатурно изображали своих героев. Н.В. Гоголь высмеивает в «Ревизоре» пороки современной ему России, поэтому комедию по праву можно назвать сатирической.
3) Особенности сюжета комедии. Действие комедии разворачивается в небольшом уездном городке, не имеющем, по замыслу писателя, конкретного названия. Неопределённое местоположение города, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придаёт ему определённую условность, позволяет отразить в нём все социальные пороки России, достичь максимальной степени обобщения. Недаром Хлестаков говорит: «Какой скверный городишко?» О жизни города читатель может судить прежде всего по состоянию дел в его учреждениях. Комедия начинается с сообщения Городничего о приезде ревизора. Таким образом, читатель видит, в каком состоянии находятся дела в уездном городе. Читатель узнаёт из письма, которое получил Городничий, что тот нечист на руку, и дела в городе находятся в ужасном запустении. Чиновники также мошенники и плуты. Во главе каждого из городских учреждений стоят чиновники. Кто такие чиновники, какова их роль в городе? Чиновник - это государственный служащий, имеющий чин. Действительно, чиновники — виновники всех происходящих в городе событий. О состоянии дел в различных учреждениях, об образе города читатель может судить по поступкам, душевным качествам тех, кто управляет городом.
4) Характеристика героев комедии. В комедии Гоголя представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Все вместе они представляют бюрократическую систему.
Образ Городничего. А.А. Сквозник-Дмухановский:
- говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;
- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;
- купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;
- в немой сцене он стоит в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головой;
- ему принадлежит фраза: «Чему смеётесь, над собой смеётесь!..»;
- женат, имеет взрослую дочь. Образ судьи. А.Ф. Ляпкин-Тяпкин:
- «человек, прочитавший пять или шесть книг»;
- берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ХОДИТ;
- судья, коллежский асессор;
- с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;
- предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.
Образ попечителя богоугодных заведений. А.Ф. Земляника:
- у него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;
- «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут»;
- «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и выздоровеет»;
- «совершенная свинья в ермолке». Образ смотрителя училищ. И.К. Хлопов:
- робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;
- имеет чин титулярного советника;
- «протухнул насквозь луком»;
- один из его подчинённых «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».
Образ почтмейстера. И.К. Шпекин:
- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую»;
- «простодушный до наивности человек»;
- «совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживает»;
- в разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: «Так точно-с»;
- почтмейстер, надворный советник.
Гоголь характеризует чиновников, используя следующие приёмы: говорящие фамилии, речевая характеристика, отношение к приезду ревизора, краткое описание в афише, ремарки. Чиновники города предстают перед читателем как люди, имеющие определённые пороки: каждый из чиновников олицетворяет какой-нибудь порок, а вместе они олицетворяют отрицательные черты бюрократической системы в России.
Образ Хлестакова. Хлестаков — тот персонаж комедии, которого чиновники приняли за ревизора. Автор особо обращает внимание на следующие черты Хлестакова: «несколько приглу- поват... пустейший... Говорит и действует без всякого соображения. ...не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста...Одет по моде». Хлестаков говорит отрывисто; речь подчас опережает мысль, часто говорит невпопад. Фразы обрываются довольно часто. Такая речь свидетельствует о неуравновешенном характере, о недостаточной степени образованности. Хлестаков постоянно врёт, и его ложь переходит все границы. Во взаимоотношениях с чиновниками города сначала несколько натянут, но постепенно всё больше смелеет и в конце, уже не задавая никаких вопросов, просто просит денег взаймы. В сцене соблазнения Хлестаковым Анны Андреевны и Марьи Антоновны раскрываются безнравственность героя: ему всё равно, с кем заигрывать. Таким образом, Хлестаков ничем не отличается от чиновников города. Чиновники настолько порочны, что не видят очевидного и поэтому принимают Хлестакова за ревизора. Герой олицетворяет в комедии следующие людские пороки: пустое бахвальство, пустоту, безнравственность, беспринципность, глупую мечтательность. Хлестаков так же порочен, как и чиновники, поэтому он является главным героем лишь для развития действия. Н.В. Гоголь: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был — смех».
5) Особенности конфликта комедии. До Н.В. Гоголя основным конфликтом в драматическом произведении был любовный конфликт. Для писателя же главное — показать пороки России, поэтому любовная интрига не играет основной роли. Гоголь, создавая свою систему образов, расширяет рамки традиционного конфликта. В «Ревизоре» основной конфликт происходит между реальным миром порочности, лжи, лицемерия, в котором живут герои, и тем идеальным миром, к которому надо стремиться. Кульминационной сценой является сцена вранья Хлестакова о его делах в Петербурге в доме Городничего, так как если бы чиновники не боялись ревизора, то сразу же разоблачили Хлестакова и его очевидное враньё.