foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

В стихотворении «Тройка» (1846) главный мотив творчества Некрасова — беды и страдания народа — перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изобража­ется судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения — предвидение будущего женщины-крестьянки, которое даётся поэтом в двух вариантах:

 

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна, и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдёшь мужика.

Радостная перспектива счастливой жизни для крестьянки от­вергается поэтом, утверждается второй, более трагический вари­ант судьбы девушки, который полностью соответствует жизнен­ным реалиям. Стихотворение представляет собой лирический монолог, интонация и лексический строй которого меняются в процессе повествования. Эта сложность объясняется не только богатством внутреннего мира повествователя, но и желанием рассказчика передать образ мышления тех, о ком говорится в стихотворении. Например, в первых двух строфах воспроизво­дится манера речи повествователя, дано его прямое обращение к героине:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу -

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?.. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет.

Но, начиная с третьей строфы, передаётся особенность речи крестьянской девушки, её окружения:

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво

В волосах твоих, чёрных как ночь...

Происходит речевое перевоплощение повествователя в лири­ческую героиню. Как отмечает исследователь лирики НА Некра­сова Б.О. Корман: «В речи повествователя были уже элементы, ко­торые сделали естественным переключение его лирического монолога в план речевого сознания героини».