foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

1)   Особенности жанра. Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.

2)    Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который опи­сывает произошедший случай и даёт нравственную оценку сво­ему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, по­этому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую.

И то как? Подошёл к дверям, сделал серьёзное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: при­знать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, жела­ние выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался ма­ленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.

-         От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)

-         Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззавет­ной, той страстной нежности»)

-         Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого чело­века? (Ребёнок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)

3)      Особенности сюжета произведения. Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчи­ком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: пле­мянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководство­ваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы но­гами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».

4)  Характеристика героев рассказа.

-         Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)

-         Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое жела­ние: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и по­казать цифры племяннику на следующий день.)

-         Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)

-         Как повёл себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)

-         Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из се­бя? (племянник дерзко оговорился дяде)

-         Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения.

-         Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) Почему?

-         Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)

-         Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)

5)   Особенности авторской позиции в рассказе. Автор пытает­ся объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, но всё же взрос­лый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.

6)   Смысл названия рассказа. Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры — мечта мальчика, объект, из-за которо­го произошла ссора между племянником и дядей.