foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

1)    Особенности жанра. Произведение М. Горького «Старуха Изергиль» относится к жанру рассказа. М. Горький написал ро­мантическое произведение «Старуха Изергиль», в котором глав­ная героиня — старая умудрённая жизнью женщина — рассказы­вает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко.

 

2)    Особенности сюжета рассказа. Сюжет построен на вос­поминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Центральным образом романти­ческих произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился про­будить в людях действенное отношение к жизни. Данко — герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», по­жертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горя­щего сердца».

3)   Особенности композиции рассказа. Композиция — построе­ние художественного произведения, расположение его составных частей в их взаимосвязи. Отличительная композиционная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хороше­го и плохого, доброго и злого, светлого и тёмного.

4)   Характеристика героев рассказа. Героями ранних произ­ведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, ко­торые в одиночку вступают в борьбу с тёмными силами.

Образ Данко. Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указав­шем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совер­шенство в библейских сказаниях воплощались во внешне кра­сивых людях. Именно так выражалось старинное желание че­ловека о духовной и физической красоте: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Дан­ко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Герой не боится трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой силы воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утом­лённые тяжестью пути, голодные, утомлённые и злые, стали во всём обвинять своего лидера: «Ты — ничтожный и вредный че­ловек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответст­венность с себя на Данко, желая найти виновного в их несча­стьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко гордо взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, по­гибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: на­прасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жерт­вы. Важен образ осторожного человека, появившегося в эпи­логе повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя — душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стрем­ление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называ­ет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь об­раза Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «даю­щий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сде­лаю я для людей?!»

-        С какого эпизода начинается легенда о Данко? (с повествова­ния о привольной жизни людей в старину)

-        Как описывается местность, куда прогнали «весёлых, сильных и смелых людей»? («болота и тьма», «лес был старый», «не ви­дать было неба», «подымался смрад и от него люди гибли один за другим»)

-        Опишите жизнь людей в лесу, (тяжёлая, тоскливая)

-        О чём стали думать люди? (люди мечтали выбраться из тёмно­го леса) Почему люди перестали бояться рабской жизни? (страх перед смертью был сильнее, чем угроза рабской жизни)

-        Кто спас людей? (Данко)

-        Чем Данко отличался от остальных людей в лесу? (был сме­лый и сильный духом)

-        Почему люди сначала поверили Данко и смело пошли за ним? («Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня... Дружно все пошли за ним — верили в него».)

-        Как Данко отнёсся к недоверию людей? («его сердце вспых­нуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь»)

-        Почему во время похода вера в Данко гасла у людей, и они начали роптать на него? (люди не сохранили силы на путь более долгий, не могли вынести тяготы похода)

-        Как заканчивается легенда? (люди обрели свободу, а Данко погиб)

Образ Ларры. Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» — сын женщины и орла, «сверхче­ловек» Ларра, презирающий людей («он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»). Гордость, по мнению ав­тора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свобод­ным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общест­ва, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Лар- ре, который, будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для са­мого себя).

Образ старухи Изергиль. Идейный смысл рассказа дополня­ется обрисовкой образа повествовагельницы — старухи Изер­гиль. Её воспоминания о своём жизненном пути — тоже своеоб­разная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что нико­гда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сде­лать и найдёт, где это можно».

5) Особенности авторской позиции. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвели­чивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся беспо­лезность подвига второго и бесконечную отдалённость от всего живого третьего, — подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных её проявлениях. Однако для того чтобы по- настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточ­но быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы су­ществование человека, потому что «цена человека — дело его».