1) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Старуха Изергиль» относится к жанру рассказа. М. Горький написал романтическое произведение «Старуха Изергиль», в котором главная героиня — старая умудрённая жизнью женщина — рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко.
2) Особенности сюжета рассказа. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Данко — герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца».
3) Особенности композиции рассказа. Композиция — построение художественного произведения, расположение его составных частей в их взаимосвязи. Отличительная композиционная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и тёмного.
4) Характеристика героев рассказа. Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с тёмными силами.
Образ Данко. Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное желание человека о духовной и физической красоте: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним — верили в него». Герой не боится трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой силы воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные, утомлённые и злые, стали во всём обвинять своего лидера: «Ты — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко гордо взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ осторожного человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя — душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»
- С какого эпизода начинается легенда о Данко? (с повествования о привольной жизни людей в старину)
- Как описывается местность, куда прогнали «весёлых, сильных и смелых людей»? («болота и тьма», «лес был старый», «не видать было неба», «подымался смрад и от него люди гибли один за другим»)
- Опишите жизнь людей в лесу, (тяжёлая, тоскливая)
- О чём стали думать люди? (люди мечтали выбраться из тёмного леса) Почему люди перестали бояться рабской жизни? (страх перед смертью был сильнее, чем угроза рабской жизни)
- Кто спас людей? (Данко)
- Чем Данко отличался от остальных людей в лесу? (был смелый и сильный духом)
- Почему люди сначала поверили Данко и смело пошли за ним? («Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня... Дружно все пошли за ним — верили в него».)
- Как Данко отнёсся к недоверию людей? («его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь»)
- Почему во время похода вера в Данко гасла у людей, и они начали роптать на него? (люди не сохранили силы на путь более долгий, не могли вынести тяготы похода)
- Как заканчивается легенда? (люди обрели свободу, а Данко погиб)
Образ Ларры. Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» — сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей («он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»). Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Лар- ре, который, будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя).
Образ старухи Изергиль. Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовагельницы — старухи Изергиль. Её воспоминания о своём жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно».
5) Особенности авторской позиции. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдалённость от всего живого третьего, — подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных её проявлениях. Однако для того чтобы по- настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека — дело его».