foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

1)   Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художествен­ное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л.Н. Андреева «Кусака» написано в жан­ре рассказа. В своих художественных произведениях Л.Н. Андре­ев продолжает литературную традицию писателей XIX века — защищает униженных и оскорблённых.

 

2)    Тематика и проблематики рассказа. Л.Н. Андреев под­нимает в своём небольшом прозаическом произведении «Ку­сака» тему милосердия, сострадания. Характеризуя описывае­мую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям. Добро и зло — два противоположных понятия, две крайние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражание, то, что не причиняет зла другим людям. Зло - нечто дурное, безнравственное, дос­тойное осуждения. В русле этих этических проблем находится рассказ Л. Андреева «Кусака». Писатель сам поясняет свою по­зицию: «...В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сли­вается воедино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравст­венности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых. Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий её жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её полас­кали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, с раз­маху ткнул её в бок носком тяжелого сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой се­бя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дач­ников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах соба­ки. Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются без­участными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Лёля, так любившая собаку и про­сившая у матери взять её с собой, «на вокзале... вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некраси­вая», затем она «изменилась до неузнаваемости...» и в конце — «вновь промокшая, грязная...» В погоне за удобствами, матери­альными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Куса­ка» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Кусака», с этой ис­тиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и не­желание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

3) Характеристика героев.

Образ Кусаки. В своём рассказе «Кусака» Леонид Андреев вы­вел в образе главного персонажа бездомную собаку, которая «никому не принадлежала».

Кусака — никому не нужное существо, не имеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Страх, отчуждение и злоба — вот те единственные чувства, которые испытывала собака. С наступле­нием весны жизнь собаки изменилась: добрые люди, поселив­шиеся на заброшенной даче, и особенно гимназистка Лёля, при­ласкали собаку: у неё появилось имя, её стали кормить, ласкать. Кусака чувствовала свою принадлежность людям, «у неё отняли её непримиримую злобу». Кусака всем своим существом стре­мится к людям, но в отличие от домашних собак «она не умела ласкаться», движения, прыжки её были неловкими, вызывая у всех безудержный смех. Кусака хотела угодить, и только глаза были полны «странной мольбы». Писатель не пишет, о чём про­сит собака, но вдумчивый читатель понимает, что на даче Кусаку воспринимают как живую игрушку, наполняющую весельем од­нообразные летние дни. Дачники не задумываются над истин­ными чувствами собаки. Но, несмотря ни на что, Кусака благо­дарна людям, теперь «о пище не нужно заботиться, так как в определённый час кухарка даст ей помоев и костей». Характер собаки изменился: она стала более открытой, «искала и просила ласки», с удовольствием сторожила старую дачу, охраняла сон людей. С наступлением осени жизнь Кусаки опять изменилась: люди собрались возвращаться в город, где дворовая собака им не нужна: «Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь». Состояние потерянности у животного передают описания уходящего лета: «дождь то принимался идти, то ути­хал», «пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками», «солнечный луч, жёлтый и анемичный», «шире и печальнее стала туманная осенняя даль». В этом эпизоде Кусака сопоставляется с дурачком Илюшей, над которым смеются люди и который так же не понят и одинок. Кусака вновь осталась одна на даче. Но теперь жизнь собаки ещё тяжелей, поскольку она вновь оказалась брошена те­ми людьми, которых любила и которым доверяла: «собака вы­ла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». Характеризуя образ Кусаки, Л.Н. Андреев использует различные приёмы: опи­сывает чувства и поведение животного, сопоставляет состояние собаки с картинами природы, сравнивает отношение людей к слабым и беззащитным: к дурачку Илюше и к Кусаке.

-         Как начинается рассказ Л. Андреева «Кусака»? (со слов «Она никому не принадлежала...»)

-         Как вы думаете, почему писатель не даёт собаке никакой клички, а называет её постоянно она? (Таким образом Л. Андреев подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)

-         Как жила собака? («в одиночестве копила страх и злобу»)

-         Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку? (пропой- ца-мужик) Что из этого получилось? («Он вспомнил все оби­ды, нанесённые ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с раз­маху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога».)

-         Как поступок пропойцы-мужика повлиял в дальнейшем на судьбу собаки? («с тех пор собака не доверяла людям»)

-         Какое основное чувство владело собакой в этот период жиз­ни? (злоба)

-         Как изменилась жизнь Кусаки с наступлением весны? (на да­чу, где жила собака, приехали дачники)

-         Как в жизнь собаки постепенно вошла любовь? (постепенно собака стала доверять людям) Как она выражала свою любовь к людям? («Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и её тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным, жалким».)

-         Почему Кусаку оставили на даче? (Кусака — дворняжка, по­этому в комнатах её держать нельзя, по мнению матери Лёли)

-         Сможет ли собака когда-нибудь вновь поверить людям? (вряд ли)

-         Как заканчивается рассказ Л.Н. Андреева «Кусака»? (словами «Собака выла»)

4) Роль пейзажа в рассказе. Пейзаж в литературе — изобра­жение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и пере­живаниями. Частный случай, когда природа становится дейст­вующим лицом произведения, например собака Кусака у Андрее­ва. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы. Когда Кусака одинока — в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солн­це, тепло, цветущие яблони и вишни.