1) Особенности жанра произведения. Произведение Ф. Абрамова «О чём плачут лошади» относится к эпическому жанру рассказа.
2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе Ф.А. Абрамова ведётся от первого лица.
- Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? (делает события в рассказе более правдоподобными, заставляет читателя сопереживать героям)
3) Тематика и проблематика рассказа. Рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади» во многом автобиографичен. Автор размышляет о своём крестьянском детстве, вспоминая мир лошадей, которые радовали и волновали крестьянское сердце.
- Какова главная тема произведений Ф.А. Абрамова? (жизнь деревни)
- Какие общечеловеческие проблемы волновали писателя на протяжении всей жизни? (любовь к труду, ко всему живому; борьба за правду и справедливость)
- Какие важнейшие проблемы поднимает в своём рассказе «О чём плачут лошади» Ф.А. Абрамов? (проблемы сострадания, милосердия ко всему живому)
4) Характеристика героев рассказа.
Образ лошади. В образе главного персонажа писатель описал свою любимицу — лошадь Рыжуху, которая «выгодно выделялась среди своих сородичей». Несмотря на сбитую под седёлкой спину, отвисшее брюхо, пухнувшие вены, Рыжуха «сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, её умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей. Тяжелы будни кобылы: с утра до вечера помогает она людям, но человек очень часто забывает о тех, без кого жизнь была бы сложней. Именно поэтому остальные лошади потеряли свою индивидуальность, превратившись в орудие для достижения собственнических целей человека. Но однажды герой увидел слёзы в глазах Рыжухи. Кобыла спросила человека о тех временах, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете». Действительно, были такие времена. Не так давно лошадь считалась кормилицей в семье, поэтому её берегли, ей отдавали лучший кусок со стола, о ней заботились, «выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Человек умел сострадать и сопереживать и относился к домашнему животному как к подлинному сокровищу. Герой не смог ответить на прямой вопрос кобылы, поэтому лошадиная тоска, навалившаяся на автора, заставила надолго запомнить Рыжуху.
- Чем отличается жизнь лошадей в старые времена и в XX веке с приходом в село техники? (Раньше лошадей холили и лелеяли, они были кормилицами в семье; а в XX веке люди стали просто использовать их труд.)
- Как описывает автор Рыжуху? (Рыжуха выделялась среди других лошадей: «сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости».)
- Почему Рыжуха плакала? (Рыжуха была расстроена тем, что никто из лошадей не поверил ей, что когда-то были другие времена и лошадям жилось хорошо.)
- Как ведёт себя Рыжуха с мальчиком? (лошадь разговаривает)
Образ мальчика.
- Какие чувства вызывают лошади у главного героя? (разноречивые: волнуют и радуют, а также вызывают «чувство жалости и непонятной вины перед ними»)
- Почему лошади вызывают у мальчика чувство жалости? (лошадям жилось нелегко)
- Почему главный герой не ответил на вопрос лошади о том, были ли для лошадей счастливые времена? (Мальчику было стыдно за людей.)
- Почему отныне доверительные отношения между мальчиком и Рыжухой невозможны? (Мальчик обманул доверие лошади.)