foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

1)   Особенности жанра произведения. Произведение Ф. Абра­мова «О чём плачут лошади» относится к эпическому жанру рас­сказа.

2)    Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе Ф.А. Абрамова ведётся от первого лица.

 

-        Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? (делает события в рассказе более правдопо­добными, заставляет читателя сопереживать героям)

3)    Тематика и проблематика рассказа. Рассказ Ф.А. Абрамо­ва «О чём плачут лошади» во многом автобиографичен. Автор размышляет о своём крестьянском детстве, вспоминая мир ло­шадей, которые радовали и волновали крестьянское сердце.

-        Какова главная тема произведений Ф.А. Абрамова? (жизнь де­ревни)

-        Какие общечеловеческие проблемы волновали писателя на протяжении всей жизни? (любовь к труду, ко всему живому; борьба за правду и справедливость)

-        Какие важнейшие проблемы поднимает в своём рассказе «О чём плачут лошади» Ф.А. Абрамов? (проблемы сострада­ния, милосердия ко всему живому)

4) Характеристика героев рассказа.

Образ лошади. В образе главного персонажа писатель опи­сал свою любимицу — лошадь Рыжуху, которая «выгодно вы­делялась среди своих сородичей». Несмотря на сбитую под се­дёлкой спину, отвисшее брюхо, пухнувшие вены, Рыжуха «сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, её умение не боять­ся трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей. Тяжелы будни кобы­лы: с утра до вечера помогает она людям, но человек очень часто забывает о тех, без кого жизнь была бы сложней. Имен­но поэтому остальные лошади потеряли свою индивидуаль­ность, превратившись в орудие для достижения собственниче­ских целей человека. Но однажды герой увидел слёзы в глазах Рыжухи. Кобыла спросила человека о тех временах, когда «ло­шадей жалели и берегли пуще всего на свете». Действительно, были такие времена. Не так давно лошадь считалась кормили­цей в семье, поэтому её берегли, ей отдавали лучший кусок со стола, о ней заботились, «выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Человек умел сострадать и сопереживать и относился к домашнему животному как к подлинному сокро­вищу. Герой не смог ответить на прямой вопрос кобылы, по­этому лошадиная тоска, навалившаяся на автора, заставила надолго запомнить Рыжуху.

-         Чем отличается жизнь лошадей в старые времена и в XX веке с приходом в село техники? (Раньше лошадей холили и ле­леяли, они были кормилицами в семье; а в XX веке люди ста­ли просто использовать их труд.)

-         Как описывает автор Рыжуху? (Рыжуха выделялась среди дру­гих лошадей: «сохранила свой весёлый, неунывающий харак­тер, нервность молодости».)

-         Почему Рыжуха плакала? (Рыжуха была расстроена тем, что никто из лошадей не поверил ей, что когда-то были другие времена и лошадям жилось хорошо.)

-         Как ведёт себя Рыжуха с мальчиком? (лошадь разговаривает)

Образ мальчика.

-         Какие чувства вызывают лошади у главного героя? (разноре­чивые: волнуют и радуют, а также вызывают «чувство жалости и непонятной вины перед ними»)

-         Почему лошади вызывают у мальчика чувство жалости? (ло­шадям жилось нелегко)

-         Почему главный герой не ответил на вопрос лошади о том, были ли для лошадей счастливые времена? (Мальчику было стыдно за людей.)

-         Почему отныне доверительные отношения между мальчиком и Рыжухой невозможны? (Мальчик обманул доверие лошади.)