foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Стихотворение «Весна» (1918) вошло в сборник Пастернака «Темы и вариации». Лирический герой испытывает те же чувства, что и пугающая даль, и боящийся упасть дом:

 

Весна, я с улицы, где тополь удивлён,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельём

У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишённых выраженья.

Преображение природы весной соотносится с переживания­ми человека, выписавшегося из больницы. Ощущения человека передаются поэтом не через описание его чувств, а через ото­ждествление с природой, с помощью метафор. Таким образом, метафора является не только приёмом изобразительности. С по­мощью метафоры мир обретает изначальную целостность, един­ство, предметы и явления взаимопроникают друг в друга. Важное место в стихотворении также занимает приём звукописи, с по­мощью которого создаётся «растворённость» лирического героя в окружающем мире:

Лес стянут по горло петлёю пернатых

Гортаней, как буйвол арканом,

И стонет в сетях, как стенает в сонатах

Стальной гладиатор органа.

Слова, относящиеся к разным категориям по смыслу, имеют общую звуковую структуру. Этот факт ещё раз подтверждает мысль о взаимосвязи разных сторон бытия.