«Отцы и дети» — одно из лучших произведений великого русского писателя И. С. Тургенева. О чем этот роман? О противоречиях, всегда возникающих между двумя разными поколениями, — поколениями «отцов» и «детей»? О спорах между двумя различными идеологиями, двумя культурами, двумя классами? На первый взгляд, именно на этих спорах и противоречиях строится основной сюжет произведения Тургенева. Но по мере того как мы углубляемся в чтение романа, мы начинаем понимать, что смысл, заложенный автором в его творение, намного глубже и серьезнее.
Проблема «отцов» и «детей» не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта — одна из вечных тем, остающихся актуальными во все времена. Но, раскрывая ее, автор не ограничивается всего лишь описанием споров между представителями старшего и младшего поколений.
Н. А. Некрасов задумал написать «эпопею крестьянской жизни». Но когда произведение вышло в свет, стало ясно, что оно отражает не только жизнь крестьянства. Эта поэма стала настоящей энциклопедией всей русской жизни, «народной книгой», понятной народу, правдивой и яркой. В ней автор воссоздал широкую панораму дореформенной и послереформенной России, показал перемены, которые произошли в стране.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — это не поэма о герое или героях, это эпос народной жизни, раскрывающий основные ее стороны, все ее многообразие. Автор стремился в своем произведении дать не только ответ на вопрос, поставленный в заглавии, но и на вопрос о том, куда идет Россия, каковы дальнейшие пути развития народа, каково его будущее.
Центральный герой одноименного романа И. А. Гончарова до сих пор привлекает к себе внимание читателей и часто оказывается предметом горячих критических обсуждений. Интересен ли в наше, отмеченное общественной активностью людей, время образ человека, олицетворяющего духовную и физическую лень и считающего ничегонеделанье нормой жизни? Изображая уникального лентяя, писатель поставил столько важных социальных и нравственных проблем, осветил такие стороны русской жизни, что становится понятно: автор показывает истоки и последствия обломовщины, утверждает, что общественно полезное дело — естественная и единственно плодотворная, духовно здоровая форма существования.
Если Родион Раскольников — носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, «униженная и оскорбленная» в условиях буржуазного общества.
Соня — своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. Это — мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная
А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы.
М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «...Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?.. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом...» Эти слова как нельзя лучше подходят, когда мы говорим о герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгении Базарове.
Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь "маленького" человека. Перед читателем разворачиваются картины страданий "маленьких" людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре.
Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал....
Все стихотворения А. А. Фета отличаются невероятной поэтичностью, одухотворенностью, тонким лиризмом. Читая их, мы начинаем почти физически ощущать русскую природу во всем многообразии ее состояний, красок, запахов и звуков. Но пейзажная лирика Фета — это не просто восхищение красотой окружающего мира, не только восторженная любовь к природе. В стихотворениях поэта важны не только и не столько лирические пейзажи и яркие, насыщенные краски, сколько, как отмечал И. Бунин, «...то, что в этих красках светит — любовь и радость бытия».
Поэзия Фета отражает весь сложный внутренний мир автора. Здесь и чувство полноты жизни, душевного подъема, и тихая задумчивость, и внутренняя сосредоточенность, и ожидание чего- то нового, неизвестного, но обязательно прекрасного и светлого.