Сочинения Русская литература Сочинения 10 класс ОБРАЗЫ «ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ» ГОРОДА КАЛИНОВА — ДИКОГО И КАБАНИХИ (по драме А.Н. Островского «Гроза»)
Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, хаос и Космос, жизнь, любовь... Вечные темы, волновавшие писателей и поэтов во все времена. Волновали они и Ф.И. Тютчева. Но образы, которые выбирал поэт для воплощения своих мыслей, стиль изложения, глубина и значительность смысла, вкладываемого им в каждую строку, отличают его от всех других авторов. Многие стихотворения Тютчева — это минутные впечатления. В мгновенных ощущениях он старался выразить всего себя, свои мысли и чувства, свои переживания и тревоги, свое восприятие мира, которое часто строится на параллелях, сравнениях жизни человека и мира природы.
Очарование русской природы вошло в сердце поэта еще в юные годы, когда он жил в своем родовом имении — селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Позже это чувство укрепилось, когда молодой дипломат приезжал из чинного Мюнхена в Россию, когда он окончательно вернулся на родину. Природа навсегда вошла в поэзию Тютчева и стала основным объектом его воспроизведения. Он не уставал любоваться лесом в осеннюю непогоду или ширью полей, встречающих раннюю весну...
В русской лирике трудно найти художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место, но в своих стихах Тютчев стремился не столько к изображению пейзажа, сколько выражал свое переживание в связи с ним, свое неравнодушное отношение к нему. Он постоянно переосмыслял увиденные картины природы. Произведения Тютчева отличаются особой глубиной, неповторимыми интонациями и оттенками чувств. У него редки зорко увиденные тонкие пейзажные детали вроде «паутины тонкого волоса», который «блестит на праздной борозде», — поэтической подробности, восхищавшей Л.Н. Толстого, но всегда присутствует «осердеченная» мысль, глубокая и сильная.
Одна из таких глубоких и сильных мыслей — суждение о хаосе, заключенном в природе. Этот хаос предстает перед взглядом поэта в виде непостижимой тайны и обнаруживается в бурных природных стихиях. Например, в раннем стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?..» поэт, вслушиваясь в звуки этой стихии, стремится разгадать тайну, скрытую в хаосе природного мира:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем ты сетуешь безумно?
Что значит страшный голос твой:
То глухо жалобный, то шумно?
Поэт хочет слиться со «страшными песнями», с тем «беспредельным», что в них ощущается, хочет познать «древний хаос», и в то же время ночное завывание пугает его, обнаруживая страшные силы и бездны:
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
От этого неистового ветра, воющего ночью, и в человеческой душе рождается подобная буря, хаос, мятежные мысли и страсти.
Все в этом стихотворении соткано из противоречий. Голос ветра «странный», но говорит «понятным сердцу языком»; песни его «страшны», но повесть его «любимая»; хаос ужасен, но он же и «родимый». Но такие противоречия — характерная черта поэзии Тютчева — художественно оправданны: навстречу «ночному ветру» рвется родственная ему «ночная душа» человека. Поэт обращается к «беспредельному», возвышенному в природе, и язык стихотворения обретает высокое звучание: появляются книжные слова — «хаос», «ветр», «сетуешь», становятся частыми повторы. Эмоциональный подъем отражается в употреблении междометия «о», вопросов, восклицаний, повторяющихся союзов, недоговоренностей...
Тютчеву удается мастерски соединить сжатость своих стихотворений и силу чувства, которая мгновенно охватывает каждого, кто прочитает его строки. Вероятно, в этом и заключается особенность мироощущения автора, который не просто писал стихи, он мыслил поэтическим языком. И поэтому его мысли выливались в такие стройные, мелодичные строки:
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
Не случайно, говоря о поэзии Тютчева, И.С. Тургенев отмечал «неподдельность его вдохновения», «поэтическое дуновение, которым веет от его страниц».
В природе Тютчева привлекает ее постоянное обновление. Он способен искренне радоваться появлению на кустах и деревьях первых листочков, освещенных лучами солнца, чувствовать, как весною «воздух дышит», слышать, как ветер «в поле стебль колышет» и «елей ветви шевелит». Ярким выражением обновления жизни представляется поэту гроза, когда свет сменяется тьмой, сверканиями молний и потом снова светом, когда жар чередуется со свежестью, а тишина с громовыми раскатами. Природная стихия в стихотворении «Весенняя гроза» представлена во всей ее слуховой, осязательной и зрительной ощутимости. Мы видим, как «повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит», осязаем брызнувший дождик и летящую пыль; слышим «шум нагорный» молодых раскатов, птичий не умолкающий «гам лесной».
Яркие образы в стихотворениях поэта не только сверкают и блестят, они словно поют, проникая не столько словами, сколько настоящей музыкой в наши сердца:
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
Все фонетические средства языка поэт подчиняет передаче музыки майской грозы: повторяется слог «гро-»: грозу, гром, грохочет; рокочет звук «р»: первый, резвяся, играя; шумит громкое «г», эхом отдаются певучие «о» и «а», которые, по наблюдению поэта Вс. А. Рождественского, передают чувство простора и легкости. Перед нами не просто картина грозы, восхитившая и поразившая тонкую душу, — это передача радостного обновления в природе, победное утверждение весны, торжество молодости и красоты.
Всю свою жизнь поэт не переставал восхищаться окружающей красотой и стремился передать все величие, все великолепие окружающего мира, донести эту красоту до читателей с помощью неповторимых интонаций, мелодичных, поющих и звенящих звуков, тонов и полутонов. Тютчев любил весну — как выражение красоты и полноты жизни, как торжество нового, сильного, светлого. Такой же идеей пробуждения и обновления в природе пронизано и с детства знакомое нам стихотворение — «Весенние воды» («Весна идет, весна идет!..»), при чтении которого мы невольно проникаемся теми же чувствами, которые испытывает автор.
Тютчев не дает полного и точного описания событий и явлений. Он лишь наводит нас на определенное восприятие происходящего. Его стихотворения заставляют не только задумываться, размышлять, но и чувствовать, переживать, ощущать, погружаясь в волшебный мир звуков, запахов, красок и эмоций. Тонким переплетением образов, намеков, интонаций Тютчев как талантливый художник слова вводит нас в особый мир скрытого, незримого внутреннего понимания сути. Именно это плавное, незаметное погружение читателя в глубины мира, глубины явлений, иногда даже — самого себя и является одной из важнейших черт поэзии Тютчева. Вслушаемся в чудесные строки стихотворения «Утро в горах»:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
Как тонко подобраны здесь слова, характеристики, как умело с помощью лишь нескольких штрихов поэт погружает нас в необъятные просторы горных долин и в глубину небесной лазури.
Но стихотворения Тютчева о природе не всегда несут в себе легкий восторг, веселье, беззаботность и умиротворенность. Творчество поэта вобрало в себя глубокие философские рассуждения о сущности человека, о смысле жизни, о таинстве мира, Вселенной. И часто чувства тревоги, тоски, страха перед неизвестностью врываются в произведения поэта совершенно иными интонациями, как, например, в стихотворении «День и ночь»:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна.
Трагическое мироощущение также характерно для Тютчева, как и упоение жаждой жизни. И это сближает его творчество с творчеством великих композиторов, которые могли в одном произведении отразить и радость весенней капели, и тревоги предчувствия и ожидания чего-то страшного, неотвратимого.
Эмоциональный мир лирики Тютчева так же богат, разнообразен и насыщен, как сама душа человека. Природа близка и родственна человеку потому, что она и сама одухотворена: она для поэта чувствующее и мыслящее существо, способное не только рождаться, обновляться и умирать, но и переживать, говорить, кричать, негодовать, смеяться и восторгаться. Этому посвящено стихотворение «Не то, что мните вы, природа...», в котором поэт говорит о полноте бытия в природном мире и богатстве переживаний этого бытия:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Тютчев вступает в полемику со скептиками, которые не признают этой полноты природной жизни. А поэт, в отличие от них, способен не только любоваться природой, но и живо ощущать ее тайны, ее негодующие бури, ее демонические «жесты», голоса, «поступки», «чувства». За внешней назидательностью строк проступает глубокое поэтическое содержание. Художник видит лучи, проникающие в самую душу, ощущает цветение весны, созревание плода, слышит говор леса, беседу звезд, совещание грозы, неземные языки рек.
Пантеизм Тютчева отражается во многих его произведениях о природе и оттого его природа так многоголоса, насыщена красками, звуками, благоуханиями.
Изображение природы неотделимо у Тютчева от философского размышления о ней. Миниатюра «Природа — сфинкс. И тем она верней...» исполнена мудрого раздумья о сути природы: загадка она, сфинкс, губящий человека, или же «загадки нет и не было у ней». В таинственности природы кроется ее поэтическая прелесть. Она и загадочна, и ясна в своей одушевленности, она хаотична и гармонична одновременно. Снова перед нами «осердеченная» мысль, глубокая и сильная, согретая чувством любви.
Прав был В. Брюсов, подметивший, что «любование многообразными проявлениями жизни природы» представляется Тютчеву «высшим блаженством, доступным человеку».