foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

В.  Маяковский начал свой творческий путь в литературной группировке кубофутуристов и совсем скоро стал самым известным среди них, их организатором и главой.

Вскоре после литературного дебюта, состоявшегося в 1912 году, исключительная одаренность сделала его одной из центральных фигур всей русской литературы 10-20-х годов XX века.

Вхождение В. Маяковского в литературу было бурным и стремительным. Ранние стихи поэта выражают резкое неприятие действительности.

Поэзия В, Маяковского этого времени наполнена бурным протестом против всего мироустройства: социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о Вселенной и Боге.

В.  Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющие друг друга поэтические образы («любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб»). Так поэт выражает свое неприятие «усредненного» литературного языка, стертых поэтических штампов.

Протест героя ранней лирики В. Маяковского направлен против враждебной ему толпы. В этом смысле очень показательно стихотворение «Нате!». В нем говорится об обывателях, чьи главные черты — сытость, вещизм («вы, мужчина, у вас в усах капуста», «вы, женщина... смотрите устрицей из раковины вещей»), толпу он называет «стоглавой вошью».

Протест В. Маяковского вызывала война. Очень характерно, что в памфлете «Вам!», написанном всего через полтора года после вышеупомянутого стихотворения, поэт обличает уже не обывателя вообще, а тех, кто наживается на войне:

 

Знаете ли вы, бездарные многие,

думающие, нажраться лучше как, —

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?

 

Страстный протест против войны нашел яркое отражение в стихотворении «Война объявлена» — первом стихотворении, в котором воплотились его антивоенные настроения. Оно прозвучало резким диссонансом по отношению к обильной продукции поэтов — «войнопевцев», все стихотворение проникнуто ощущением кровавого ужаса («ас запада падает красный снег сочными клочьями человеческого мяса»). Патриотические возгласы опьяненной военным пылом толпы он прямо именует «звериным криком». Поэт показывает войну как трагедию — мучения искалеченных солдат и горе их близких. Вспоминая об этом времени в стихотворении «Германия», он имел право сказать:

 

Я

от первых дней

войнищу эту проклял,

плюнул рифмами в лицо войне.

 

В стихотворении «К ответу!» поэт рассматривает войну как народное бедствие, как посягательство на счастье и жизнь людей, как оболванивание человека:

 

Гремит и гремит войны барабан.

Зовет железо в живых втыкать.

Из каждой страны

за рабом раба

бросают на сталь штыка.

За что?

 

В стихотворении звучит прямой призыв к отпору насилию:

 

Когда же встанешь во весь рост,

ты, отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос:

за что воюем?

 

В ранней лирике В. Маяковского звучит мощный протест против серости, обыденности, в чем бы она ни проявлялась, против толпы и мощного средства ее самоутверждения — насилия. В этом протесте выражается большой социальный темперамент поэта, его чувство ответственности за все происходящее в мире.