foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

А. Ахматова — один из самых ярких и своеобразных поэтов рубежа ХIХ-ХХ веков. Главная тема ее ранних произведений — тема любви. Однако эта «вечная тема» звучит в поэзии А. Ахматовой так, что ее голос не спутаешь ни с каким другим.

Прежде всего, в поэзии А. Ахматовой нет счастливой, разделенной любви. Все ее стихи — о любви мучительной, неразделенной. Любовь в поэзии А. Ахматовой — это боль, которая постоянно возвращается и переживается вновь и вновь:


Пусть голоса органа снова грянут,

Как первая весенняя гроза

Из-за плеча твоей невесты глянут

Мои полузакрытые глаза.

 

Неразделенная любовь, неутихающая боль обостряют зрение, делают его чувствительным к деталям, мелочам, подробностям, от каждой из которых сжимается сердце. И любовь, ненужная любимому, изливается на предметы окружающего мира:

 

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю...

 

Когда же боль любви пережита, человек успокаивается, он обращается к простому телесному миру и обретает уверенность. В ней еще незримо присутствует мука, но уже и просветление, и новое знание о себе и о мире:

 

Слаб голос мой, но воля не слабеет.

Мне даже легче стало без любви.

Высоко небо, горный ветер веет,

И непорочны помыслы мои.

 

В вечно возвращаемой муке любви поэт постигает движение времени. И. Бродский в статье «Скорбная муза» писал, что язык неразделенной любви — единственная возможность разговора о времени и со временем. Бег времени — главный символ ахматовского творчества. Именно поэтому стихи для нее — «слова освобожденья и любви», то есть любовь является источником творчества. Но любовь у Ахматовой — это не только любовь к другому человеку. Гораздо важнее для нее — любовь к родной земле, и когда на этой земле случалась беда, она находила слова, полные стойкости и мужества, чтобы поддержать страдающих людей, слова, полные сострадания и самоотречения:

 

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар...

 

Кроме того, в ахматовской поэзии безусловно проявилась любовь к родной культуре, которая свойственна многим поэтам Серебряного века. Эта любовь проявилась не только в возникающих на ее страницах образах Пушкина, Блока, Цветаевой, библейских образах и мотивах. Во многих стихах А. Ахматовой присутствуют скрытые цитаты из произведений других поэтов. Например, в стихотворении «Молюсь оконному лучу...» находим цитату из Ф. Тютчева:

 

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне.

 

Отсылка к тютчевским строкам («Сих голых стен, сей храмины пустой понятно мне высокое ученье») вносит в ахматовское стихотворение дополнительную религиозную насыщенность. Получается, что поэтическое слово А. Ахматовой создано таким образом, что оно удерживает в себе память о поэзии прошлого.

Вся поэзия А. Ахматовой — сопротивление тому, что пытались сделать с человеческой душой. В годы полного извращения всех чувств и понятий она просто говорила о самых простых, естественных вещах — любви, памяти, смерти, которые составляют нравственную основу жизни, ее суть.