foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Николай Гумилев — один из самых ярких представителей русской литературы «серебряного века». Поэт-символист, ученик Валерия Брюсова и Иннокентия Анненского, основной темой своих произведений избрал путь мужественного преодоления. Тщедушный и слабый здоровьем, он не раз проделывал этот путь сам, совершив три рискованных путешествия в Африку, a затем уйдя на войну добровольцем и служа в разведке.

При этом он оставался поэтом и написал несколько сборников стихов, основные из которых — «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Костер» и последняя книга, изданная перед смертью поэта, — «Огненный столп».

Герой стихов Гумилева — человек решительный, бесстрашный и сильный духом, способный на поступок «с большой буквы». Такой, как например, персонаж стихотворного цикла «Капитаны»:
«Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса —
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса».

С опытом и возрастом герои Гумилева становятся менее романтичными, но остаются сильными и выдающимися личностями. Его персонажам тесно в рамках будничной рутины, она им чужда, как и самому автору: даже собственную смерть Гумилев представляет в героическом ореоле:
«И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще».

Много стихотворений Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики принимает различные облики: она предстает то в виде сказочной принцессы, то египетской царицы, то легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, то Маргариты из «Фауста» Гете. За некоторыми женскими образами угадывается конкретный человек — Анна Ахматова, с которой поэта связывали сложные и неровные отношения. Ряд стихотворений Гумилева являются прямыми обращениями или посвящениями Ахматовой («Из логова змиева», «Она» и др.).

Поздние стихотворения Гумилева отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в растерзанном революцией Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьями о человеческой жизни, о судьбе России,Размышления Гумилева о предназначении поэта в таких стихотворениях, как «Память», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели» и, особенно, "Слово", выливаются в утверждение, что именно поэт способен напомнить о божественной силе слова, тем людям, которые забыли об этом в угоду логике и практицизму.

В целом поэзия Гумилева более зрительная, чем слуховая, она в большей степени нацелена на «достраивание» образа в воображении читателя, чему способствует яркость, многоцветие и сила поэтического слова Н. Гумилева.