foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых – «Премудрый пескарь». Пескарь был «умеренным и либеральным. Папка научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более ста лет и все дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая – дрожал.

И оказалось, что ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не помнит его и не знает. Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к «эзопову языку». Так, в сказке «Дикий помещик», повествуя о событиях «в некотором царстве, в некотором государстве», автор называет газету «Весть», вспоминает актера Садовского, и читатель сразу узнает Россию середины XIX века. А в «Премудром пескаре» выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Она как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть свойственны «рыбьи» черты.

Содержание этой аллегории раскрывается в словах автора: «Неправильно думают те, кто думают, что только пескари могут считаться достойными гражданами, которые, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а минимум бесполезные пескари».

Салтыков-Щедрин до конца своей жизни остался верен идеям своих друзей по духу: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Значение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина тем более велико, что в годы тяжелейшей реакции он почти в одиночестве продолжал прогрессивные идейные традиции шестидесятых годов.

На уроках русской литературы изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Прочитав его роман-обозрение «История одного города» и сказки этого автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с которыми поэт показывает бессовестное ограбление народа, критикует либеральных деятелей и писателей, пресмыкающихся перед властью. Знакомясь с произведениями Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве. Большое впечатление производит роман «Господа Головлевы». Из истории этого произведения мы узнаем, что в его основу легли несколько рассказов о семье Головлевых, вошедших сначала в цикл «благонамеренных речей». В романе очень остро критикуется паразитический класс дворян. Глазами мужика, который подвергается беспощадной эксплуатации, смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит в ней саму смерть, злобную. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающий упадок, разложение, обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни Головлевых заключается в корысти, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие, взаимная ненависть, царящие в этой семье.

Деятельность Орыси Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужа, проводится под предлогом увеличения богатства семьи, а фактически – только для утверждения личной власти. Даже собственные дети для нее – «лишние рты», которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Удивляют спокойствие и безжалостность, с которыми Орыся Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: «И для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала… для кого? «Деспотическая власть Орыси Петровны, материальная зависимость детей от произвола» мамы «воспитывали в них лживость и угодничество».

Этими качествами особенно отличался Порфирий, получивший от других членов семьи прозвище «Иудушка» и «кровопийц». Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маму» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством. Создается впечатление, что Иудушка Головлев, как и Орыся Петровна, – это литературный тип, в котором с наибольшей силой сконцентрированы черты хищника, паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.

Иудушка Головлев действует только «по закону», потому что законы, существовавшие как до реформы, так и в пореформенный период, позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием, совершает он подлые поступки, сопровождая их приторно-сладкими словами.

История семейства Головлевых свидетельствовала об исторической закономерности вырождения дворянства. Но образ Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное значение.