foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Г. Р. Державин начал, по его собственным словам, «марать стихи», когда в России уже существовала литература в европейском смысле слова — со сложившимся этикетом, шкалой ценностей. Став достойнейшим конкурентом Ломоносова, он был признан «в своем роде единственным и истинным представителем русской поэзии» XVIII века.

Будучи студентом Казанской гимназии, Державин впервые пробует свои силы на литературной ниве: он сочиняет стихи, романы и сказки, но тут же их уничтожает. Окончить гимназию будущему поэту не удалось, он вынужден был начать военную службу в Преображенском полку простым рядовым. Почти десять лет своей жизни Державин отдал солдатской службе.

Лишенный всякого покровительства, он жил в одной казарме с рядовыми из крестьян, привлекаясь ко всем работам, которые выполняла рота. В эти годы он писал стихи «без всяких правил» и «просто на крестьянский вкус».

Следующий этап жизни Державина был напрямую связан с Пугачевским бунтом. В рядах войска под командованием генерала Бибикова он, нисколько не сомневаясь в правильности своих действий, активно участвовал в акции против восставшего народа. Среди причин этого восстания Державин называл «грабительство» и «беспричинное взяточничество, которое почти совершенно истощает людей».

Уже в его первой оде — «Оде на день рождения ее величества, сочиненной во время войны и бунта 1774 года», звучат гражданские мотивы. Державин, обращаясь к императрице, призывает ее к милости:

 

Так ты всем матерь равна буди.

Враги, монархиня, те же люди:

Ударь еще и разжени,

Но с тем, чтоб милость к ним пролити.

 

Размышления о законах общества, борьбе со злоупотреблениями власти заставили Державина много читать, возбудили в нем стремление к самостоятельному творчеству. Так появляются четыре оды: «На знатность», «На великость», «На смерть генерал-аншефа Бибикова», «На день рождения ее величества... 1774 года». Позднее Державин издал свои произведения отдельной книжкой, состоявшей из тридцати восьми страниц и вышедшей без имени автора, под заглавием «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года». Гора Читалагай находилась на правом берегу Волги, в районе немецкой колонии Шафгаузен, где Державин проходил службу. Этот первый сборник четко отобразил направление будущей деятельности и творчества поэта. Державинские оды содержали рассуждения о недостатках общества.

Мишенью сатирических нападок Державина стали лесть, клевета, унижение истинных достоинств в угоду мнимым заслугам, чванство знатностью рода и т.д. Одна из основных мыслей, высказываемых в этих одах, — мысль о том, что только личные заслуги человека делают его истинно знатным. А личные качества и достоинства, по мнению Державина, определяются только в результате испытаний, подобно тому как в горниле выплавляется золото. Любой человек, не будучи знатным по происхождению, может и должен приблизиться к величию. Справедливость рано или поздно восторжествует:

 

Емелька с Катилиной — змей:

Разбойник, распреник, грабитель  

И царь, невинных утеснитель, —

Равно вселенной всей злодей.

 

Согласимся, довольно смелая мысль для того времени и человека, который принимал активное участие в реализации государственной политики. Впрочем, даже когда Екатерина II, полюбив Державина за оду «Фелица», сделала его своим первым советником, поэт не изменил убеждений. В результате его карьера только пострадала: Державин получал высокие посты, но очень быстро их терял. Постепенно стихотворец и императрица глубоко разочаровались друг в друге. Торжественное восхваление ее в «Фелице» («Ты ведаешь, Фелица! правы и человеков, и царей...») сменилось в его стихах осуждением государственной политики.

В «Записках» Державин от третьего лица писал, что, увидев «изнанку придворной жизни, не мог писать монархине таких тонких похвал, как в оде «Фелица», ибо издалека те предметы, которые ему казались божественными и приводили дух его в воспламенение, явились ему при приближении ко двору весьма человеческими и недостойными великой Екатерины».

Переломным в творчестве Державина стал 1779 год. В автобиографической записке поэт писал, что он «в выражении и стиле старался подражать Ломоносову, но, хотев парить, не мог выдержать постоянно, красивым набором слов, свойственного единственному российскому Пиндару велелепия и пышности». Может быть, поэтому он с 1779 года избрал совсем другой путь: отказавшись от многих заповедей поэтики классицизма, преобразовывает и обновляет жанр оды. Новые стихи поэта не были лишены элементов торжественной оды, но в них появились строки, не совсем приличествующие столь торжественным случаям, как рождение императоров. Например, в сборнике «Анакреонтических песен» было помещено стихотворение, которое первоначально называлось «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока декабря во 2-й на десять день, в который солнце начинает возврат свой от зимы на лето». Главный герой этого произведения — «отрок порфирородный» наделен всеми чудесными качествами, как и подобает престолонаследнику. По сюжету, гении спешат к нему со своими дарами — богатством, разумом, красотой и последний из них, выступавший с заключительным подарком, сопровождает его пожеланием, которое редко можно услышать в отношении самодержца:

 

Будь страстей твоих владетель,

Будь на троне человек!

 

Это пожелание появляется и во всех последующих одах, обращенных к царственным особам.

Оно подтверждает, что следование букве закона Державин считал нормой поведения для императоров. Перед законами, установленными для общества, считал он, равны все. Все — и цари, и их подданные должны владеть своими страстями:

 

Восстал всевышний Бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

 

Взгляды Державина на жизнь, на обязанности человека как члена общества были сформированы в первые годы становления таланта поэта и не подвергались пересмотру до конца его дней. Державин всегда оставался убежденным в своей правоте, говоря людям только правду об их поступках. Такая позиция искреннего патриота и гражданина, отображенная в поэзии Державина, привлекает к его творчеству и современных читателей.