Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» имеет концептуальное значение. Во-первых, поэт создал неповторимый характер русской женщины. Во-вторых, в этом образе воплощен принцип реалистического искусства.
В статье «Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной» А. С. Пушкин анализирует и объясняет причины появления «литературных чудовищ» возникновением и развитием литературы романтизма, сменившего классицизм. Он согласен, что общая тенденция литературы — изображение идеала, а не нравоучения, — по сути своей правильна, однако, по мнению Пушкина, ни прежнее представление о человеческой природе как «жеманной напыщенности», ни теперешнее отображение торжествующего в сердце человека порока не являются глубинными.
Поэт утверждает новые идеалы (13-я и 14-я строфы третьей главы «Евгения Онегина»): роман, строящийся на любовном конфликте, по замыслу автора, должен был отобразить наиболее характерные и устойчивые приметы жизни представителей нескольких поколений русского дворянского рода. Герои произведения говорят естественным языком, их переживания не схематичны и однообразны, а естественны и многосторонни. Описывая переживания героев романа, поэт проверяет правдивость своих описаний жизнью, опираясь на собственные наблюдения и впечатления.
Если принять во внимание эту концепцию автора, становится понятен смысл противопоставления образов Ольги и Татьяны, которое для читателя знаменует знакомство с главной героиней романа. Ольга скромна, послушна, весела, простодушна и мила. У нее голубые, как небо, глаза, льняные локоны, легкий стан, но при этом ничто не выделяет ее из ряда таких же провинциальных барышень — «любой роман возьмите и найдете верно ее портрет». Татьяна внешне не столь привлекательна, как сестра, поведение и увлечения подчеркивают самобытность этой героини, непохожесть ее на всех:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
К имени Татьяна Пушкин дает примечание: «Сладкозвучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и проч., употребляются у нас только между простолюдинами». В авторском отступлении поэт развивает эту мысль: «Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим». Звучное имя Татьяна гармонически слилось с особенностями внешности ее обладательницы, с ее привычками, манерами, чертами характера.
Природа, книги, деревенский мир, страшные рассказы няни зимою в темноте ночей — все эти милые, незатейливые увлечения постепенно формируют характер девушки. Говорит Пушкин и о том, что было особенно дорого Татьяне:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.
Большую роль в формировании взглядов Татьяны и ее чувств сыграли книги, по которым она судила о жизни, романы ей заменяли все, давали возможность найти «свой тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты». Увлечение книгами, погружение в иной, фантастический мир, наполненный всеми красками жизни, был для Татьяны не простым развлечением. Девушка искала в нем то, чего не могла найти в мире реальном. Быть может, в связи с этим и постигла ее первая жизненная неудача, роковая ошибка — любовь к Онегину. Воспринимая окружающую обстановку как чуждую, противную каждой клеточке ее поэтической души, Татьяна создала свой иллюзорный мир, в котором правили добро, красота, любовь, справедливость. Для полноты картины не хватало только одного — героя, единственного и неповторимого. Не потому ли задумчивый, окутанный тайной сосед Онегин показался Татьяне воплощением всех ее девичьих грез:
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья...
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Письмо Татьяны, это милое и трогательное признание в любви, наиболее полно отражает всю гамму чувств, охвативших ее непорочную, мятущуюся душу. Отсюда и резкое противопоставление: «вы нелюдим», «в глуши, в деревне все вам скучно», а мы «ничем... не блестим, хоть вам и рады простодушно».
Отсюда и чрезмерное восхваление избранника, переданное, в том числе, и путем описания Татьяной ее неизгладимого впечатления от первой встречи с Евгением: она всегда знала его, но злая судьба не давала влюбленным шанса встретиться в реальном мире. И вот произошел этот чудесный миг встречи, узнавания:
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Для Татьяны, которую никто не понимает, и это непонимание несет ей страдания, Онегин — спаситель, избавитель, прекрасный принц, которому суждено расколдовать, оживить ее несчастное сердце. Казалось бы, мечты воплотились в реальность, но реальность подчас оказывается еще более обманчивой и жестокой, чем можно себе представить. Онегин тронут нежным признанием Татьяны, но он не готов взять на себя бремя ответственности за чужую судьбу, чужие чувства и чужую надежду. Его совет по-житейски прост и отражает накопленный им опыт жизни в обществе:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.
Влюбленная Татьяна оказалась хорошей ученицей. Преодолев невыносимую душевную боль, она научилась «властвовать собою»: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла!» В равнодушной княгине, величавой и небрежной, трудно узнать прежнюю Татьяну — несмелую, влюбленную, бедную и простую. Однако справедливо ли говорить о том, что если в характере героини произошли значительные перемены, то и ее жизненные принципы претерпели кардинальные изменения? Если мы таким образом будем трактовать поведение новой Татьяны, то последуем в этом за Онегиным, воспылавшим страстью к неприступной богине «царственной Невы». Татьяна приняла правила чужой игры, но исчезла ли ее нравственная чистота, искренность, прямота, пытливость ума, понимание справедливости и долга, способность с достоинством, мужественно встречать и преодолевать трудности?
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Такие простые слова, но сколько горечи, обиды, страдания, душевной боли скрывается за этой маской простоты! Образ Татьяны, на мой взгляд, убедительный и жизненный. Он вызывает искреннее сочувствие и восхищение.