foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Первая глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» представляет собой историю «болезни души» главного героя. Хотя в этой главе поэт рисует всего лишь один день из его жизни, она является ключевой в понимании как самого образа Евгения Онегина, так и последующих событий романа.

Первые же строфы передают довольно циничные мысли раздраженного Евгения, негодующего по поводу злой судьбы, которая заставила его проводить лучшие часы своей жизни возле прикованного к постели умирающего старика:


Но боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

 

Кто он, герой романа, какая болезнь охватила его сердце? Посвящая читателя в ход онегинских мыслей, поэт приближает к нам своего героя, заставляя поверить в его реальное существование, настоящие, а не выдуманные страдания.

Родился Евгений на берегах Невы, где, по словам Пушкина, «может быть, родились вы или блистали, мой читатель». Детство его очерчено лишь несколькими штрихами: отец, промотавший свое состояние, ненавязчивое воспитание гувернантки и гувернера, убогого француза. Юность — начало свободы.

Онегин, остриженный по последней моде и одетый, как лондонский денди, занял свою нишу в прослойке общества, называемой светом:

 

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

 

Далее поэт «отдает дань» «учености» своего героя («без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка»), умению разбирать латинские эпиграфы, знанию анекдотов от древнейших времен и до современности. По свидетельству Пушкина, поэзия была сферой, недоступной пониманию Евгения, но он умел «судить о том, как государство богатеет». Наиболее высокие достижения Онегина были связаны с наукой «страсти нежной». Мы видим, что он подчиняет свою жизнь законам света: «боясь ревнивых осуждений», Евгений не только одевается по моде, но и живет по велению брегета, возвещавшего час обязательных занятий. Онегин — «мод воспитанник примерный», «забав и роскоши дитя». Постепенно свет отравляет его, ведь «наука страсти нежной» по своей сути далека от любви, а светское приятельство — от дружбы.

Вместе с тем жизнь героя, которая текла без изменений по заведенному, а скорее навязанному, порядку, просто должна была ему вскоре наскучить. Если задуматься, то этот распорядок дня по сути своей противоестествен:

 

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

 

Энергия Онегина направлена на развлечения, получение бессмысленных и сомнительных удовольствий от жизни, в то время как человеческие потребности только удовольствием не ограничиваются. Недаром в процитированных строках мы видим противопоставление бессмысленного окончания дня Онегина бурному пробуждению жизни трудового города. Нарушение естественных законов обычно несет возмездие. Став «отступником бурного наслаждения», Онегин начинает скучать:

 

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Кто чувствовал, того тревожит

Призрак невозвратимых дней.

 

В этих словах можно найти отражение собственных чувств поэта, которого, по воспоминаниям современников, очень часто одолевали тоска, скука, хандра: «...как часто бываю подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет». В этом откровении поэта мы можем найти понимание причин болезни Онегина. Поэт А. С. Пушкин периодически хандрил, но спасением для него являлось творчество, к которому он возвращался, даже испытав сильнейшие жизненные потрясения. Для Онегина хандра — диагноз постоянный. Изначально в нем был заложен огромный творческий потенциал, но воспитание ограничило его в проявлении собственных возможностей и, более того, даже не наметило дальнейший путь развития его личности. Повзрослев, он попал в свет, где достаточно было красиво одеваться, высказывать поверхностное мнение по любому поводу, ухаживать за женщинами, а в общем — красиво проматывать свое имущество и жизнь (как это сделал, например, Онегин-старший).

Для Евгения всего этого было недостаточно, но пути спасения им еще не были осознаны. Он злился, презирал общество, считал себя выше всей этой суматохи:

 

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

 

В среде «благоразумных людей» Онегин слывет «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, чуждаться всего того, что так притягательно для многих — значит притворяться. Как следствие, столкнувшись в своей жизни с реальными, а не наигранными чувствами — любовной привязанностью Татьяны и дружеской откровенностью Ленского, Онегин просто не совладал со своей злостью, решив, что всю эту науку он уже достаточно изучил и никакого нового чуда ему ожидать не следует.

Конечно, в этом можно усмотреть подражание Онегина безнравственным героям романов, одиноким индивидуалистам с «озлобленным умом». Таким путем идет влюбленная Татьяна, которая, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометки на полях его любимых книг.

Итак, Онегин не может жить по рецептам поведения благонамеренных обывателей. Но он и не может активно противопоставить себя обществу, порвать с ним. К тому же при этом он «ничем заняться не умел». Это основные причины болезни души главного героя. А последствия этой болезни отразились не только на Онегине, но и на тех, кому он был не безразличен. Молодой романтичный поэт Ленский погиб от его «дружеской» руки, но не только Онегин был виновником этой дуэли, потому что сам Ленский, действовавший в порыве ревности и отчаяния, не смог остановиться и осознать причины, побудившие его друга к столь жестокому и безнравственному поступку. Что же касается отношений с Татьяной, то в данном случае Онегин дважды совершил ошибку: в первый раз, отвергнув ее чувства, а во второй — полюбив Татьяну, которая на то время уже вышла замуж. Действительно, долгий период странствий, позже исключенный из канонического текста романа, переставил акценты во взаимоотношениях героя с обществом. Его письмо к Татьяне — наиболее яркое свидетельство произошедших в нем перемен. В сознании отчаявшегося, но в то же время прозревшего Онегина вся его короткая жизнь предстает как цепь ошибок. Теперь в нем пробуждается интерес к жизни, любви, но момент упущен. Татьяна оказывается сильнее Онегина: она способна не только признавать свои ошибки, но и отвечать за них в полной мере:

 

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

 

Наверное, можно не согласиться с утверждением поэта о том, что «блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина». Онегин преодолел свою болезнь, а это — верный признак того, что в дальнейшем герой будет жить, наслаждаясь и счастьем, и радостью, и невзгодами, а не существовать в состоянии «сердечной пустоты» и ожесточения.