foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой пять повестей и рассказов, объединенных образом главного героя — Григория Александровича Печорина.

Содержание романа позволяет представить жизнь Печорина хронологически. Если держаться последовательности событий, развивающихся в произведении, можно предположить, что судьба Печорина складывалась как цепь противоречий: «У меня врожденная страсть противоречить; целая жизнь моя только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».

Итак, его привольная жизнь в Петербурге по неведомым нам причинам сменяется ссылкой на Кавказ.

По дороге к месту новой службы Печорин задерживается в Тамани, где происходит его случайное столкновение с контрабандистами. Об этом мы узнаем из «Журнала Печорина» и остросюжетной, но самой лиричной повести этого цикла — «Тамань».

После какой-то военной экспедиции Печорин имеет возможность отдохнуть в Пятигорске, где встречается с возлюбленной Верой. Мы узнаем, что эта женщина была очень близка Печорину, недаром его встрече с Верой предшествует описание грозового пейзажа: «Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу... Воздух был напоен электричеством». В Пятигорске состоялась дуэль Печорина с Грушницким, в результате чего герой оказался в крепости под началом Максима Макси- мыча. Отлучившись на две недели в казачью станицу, Печорин переживает историю с Вуличем. Этот эпизод интересен тем, что открывает новую грань его души. Способность героя предвидеть события, разглядев на чужом лице печать скорой смерти, свидетельствует о предопределенности человеческой судьбы, о существовании высшего, недоступного пониманию плана.

Возвратившись в крепость, Печорин снова становится заложником страстей, и это не приносит ему счастья: он похитил Бэлу, но вскоре потерял ее. Из крепости Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Через пять лет, вновь очутившись на Кавказе, по дороге в Персию Печорин встречается с Максимом Максимычем и офицером — автором путевых записок (повесть «Максим Максимыч»). Наконец, на обратном пути из Персии Печорин умирает, что позволяет автору опубликовать его дневниковые записи.

Обращаясь к тексту, мы можем заметить нарушение хронологической последовательности изложения событий. Является ли это осознанным приемом писателя? Повести «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» стали известны читателю до выхода в свет отдельного издания романа — по журнальной публикации. Сегодня трудно установить последовательность создания отдельных частей романа. Возможно, осенью 1837 года, когда были сделаны черновые наброски к «Тамани» и затем к «Фаталисту», это не имело отношения к общему замыслу романа, который сложился несколько позже. Само произведение было опубликовано в апреле 1840 года и состояло из ряда отдельных новелл. Однако это не было просто случайное «собрание повестей», это был роман, построенный на объединении малых жанровых форм. Каждая повесть в нем была значимой не только сама по себе, но и играла свою особую роль в системе всего произведения, задуманного как роман о современном герое. Это обстоятельство определило и порядок расположения отдельных частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий. Бесспорно, такое построение произведения, или, другими словами, его композиция, позволило Лермонтову наиболее глубоко и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследив историю, прежде всего, его внутренней жизни. Ключ к пониманию своего художественного замысла писатель дает в предисловии к роману и в предисловии к «Журналу Печорина», говоря о том, что его герой — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Ведь «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно... когда она... писана без тщеславного желания, возбудить участие или удивление», — говорит Лермонтов. Причем, раскрывая внутреннюю жизнь героя, автор использует разнообразные приемы и характеристики. Роман четко делится на две части: в первой Печорин увиден глазами постороннего наблюдателя (о его поступках, словах, мечтах, чаяниях, разочарованиях мы узнаем из уст Максима Макси- мыча, а также автора путевых записок), а во второй части герой сам обращается к читателю со страниц «Журнала Печорина». Еще одна линия характеристики персонажа — авторский анализ и авторские комментарии, зачином которых является предисловие: написанное в ответ на разноречивые толки критики, оно объясняет общий замысел произведения.

Повесть «Бэла» сложна по композиции. Ее начало — это путевые записки странствующего русского офицера. Центральным в повести является рассказ Максима Максимыча, усложненный включением истории Казбича и автохарактеристикой Печорина.

В повести «Максим Максимыч» автор встречается с Печориным лицом к лицу. В портретной характеристике, которую он ему дал, в первую очередь привлекают глаза: фосфорический блеск этих глаз не был отражением «душевного жара», «то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный». Читатель, заинтересованный судьбой героя, знакомого ему по повести «Бэла», имеет возможность познакомиться с его точным и подробным психологическим портретом.

В повестях «Журнала Печорина», написанных от первого лица, появляется третий рассказчик — сам Печорин. Автор дневниковых записей, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», между тем очаровывает читателя своей искренностью. Он умеет точно определить каждую мысль, душевное состояние как самого себя, так и своих собеседников. При этом стиль повествования «Журнала Печорина» во многом близок к стилю авторского повествования, о чем очень точно сказал Белинский: «Хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взгляде на вещи — удивительное сходство».

Итак, композиция романа «Герой нашего времени» способствует постепенному и последовательному раскрытию внутреннего мира героя. Это обстоятельство, в свою очередь, способствует трудным поискам ответа на вопрос, почему в общественной жизни России XIX столетия появились «лишние люди», например Печорин, — смелые, решительные, умные, но так и не нашедшие своего призвания и своего места в обществе людей.