Юнкер Грушницкий — вторая контрастная фигура, поставленная Лермонтовым возле Печорина: как Максим Максимыч контрастирует с ним в «Бэле» и «Максиме Максимыче», так Грушницкий составляет контраст Печорину в «Княжне Мери». При этом писатель использует необычный прием: о Грушницком мы узнаем со слов Печорина, и, таким образом, оценка Грушницкого в повести «Княжна Мери» является принципиально субъективной и подчинена мировосприятию Печорина.
Что мы знаем о Грушницком? Мы знаем, что Грушницкий является юнкером, и это обстоятельство дает нам возможность представить жизнь этого молодого человека до того времени, как происходит его встреча с Печориным.
Александр Сергеевич Пушкин - великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
Одно из первых произведений, посвященных теме любви, - послание "К Наталье". Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма.
В образе главного героя романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин» воплотился тип «современного человека» пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа Пушкин работал свыше десяти лет.
Евгений Онегин — личность сложная и глубоко противоречивая. С одной стороны, он эгоистичен и жесток: «проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках». С другой стороны, он раним, имеет тонкую душевную организацию, ему присущ дух, стремящийся обрести свободу. Именно эти качества привлекают внимание читателя и ставят образ Евгения Онегина в ряд незаурядных «героев нашего времени».
Один из первых читателей поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» П.Ф. Заикин так описал свои впечатления после прочтения произведения: «Все, что есть гадкого, гнусного и подлого в России, все здесь обнаружено. Разговор помещиков, помещиц, лакеев, кучеров с лошадьми и жизнь каждого и вообще целой России, т.е. провинциальных жителей, охарактеризованы очень верно: одним словом, когда я прочел поэму, как будто вышел из этого пошлого, безотрадного общества».
Не можем не согласиться с мнением П. Ф. Заикина: действительно, в поэме отображена вся Россия такой, какая она есть, и, закрыв после прочтения книгу, можно выйти из этого пошлого и безотрадного общества, но каким образом можно закрыть книгу жизни?
Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.
Название любого произведения - ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание - прямое или косвенное - на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака.
Данная ода М. В. Ломоносова была посвящена важному событию в общественной жизни России — восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. В сознании современников приход к власти этой императрицы связывался с окончанием мрачной эпохи правления Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны и «власти чужой руки» — бироновщины. Освобождение от засилья немецких временщиков вселяло надежду на возрождение национальных творческих сил — науки и культуры. Но не только этим ознаменовалось восшествие на престол этой императрицы — она «поставила конец» русско-шведской войне.
Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой пять повестей и рассказов, объединенных образом главного героя — Григория Александровича Печорина.
Содержание романа позволяет представить жизнь Печорина хронологически. Если держаться последовательности событий, развивающихся в произведении, можно предположить, что судьба Печорина складывалась как цепь противоречий: «У меня врожденная страсть противоречить; целая жизнь моя только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
Итак, его привольная жизнь в Петербурге по неведомым нам причинам сменяется ссылкой на Кавказ.