foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы_откровения, строфы - признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты. Многогранность любовной лирики Пушкина обусловлена множеством его влюбленностей.

Подробнее...

В «Дневнике писателя» за 1876 год Ф.М. Достоевский в противовес критику В. Г. Авсеенко, критиковавшему «Мертвые души» за отсутствие внутреннего содержания, писал, что «Женитьба» и «Мертвые души» — «самые глубочайшие произведения, именно по выводимым в них художественным типам. Эти изображения, так сказать, почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас; мало того, еще справишься ли когда-нибудь».

Действительно, глубина художественных типов, выводимых Гоголем, иногда не подвластна осознанию.

Подробнее...

«Слово о полку Игореве» стало известно широкому кругу читателей благодаря известному собирателю древнерусских рукописей графу А. И. Мусину-Пушкину. Оно было издано в 1800 году. Однако спустя двенадцать лет во время нашествия Наполеона все богатейшее собрание древнерусских рукописей, принадлежавших графу, в том числе и сборник со «Словом», погибло при пожаре Москвы. Тогда же погибла и часть тиража первого издания.

В настоящее время в государственных хранилищах и у частных лиц находится около 60 его экземпляров.

Подробнее...

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» правдиво изображен пошлый и подлый мир, говоря словами Герцена, который «населен призраками сановников в отставке, прикрывающих орденами и звездами целые бездны неспособности, невежества, тщеславия, угодливости, надменности, низости и даже легкомыслия; и вокруг этих покойников, которых позабыли похоронить, целый мир — клиентов, тунеядцев, интриганов, влачащих существование, исполненный формализма, этикета, лишенный всякого общественного интереса». Наиболее ярким и типичным представителем этого мира, изображенного в комедии Грибоедова, является Фамусов.

Подробнее...

Грушницкий - представитель целого разряда людей - по выражению Белинского, - имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей.
Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель - сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - его наслаждение».

Подробнее...

«Тамань» — остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к воспроизводимой ним действительности представляет полную противоположность романтическим произведениям его предшественников. Белинский высоко ценил эту повесть, называя ее лирическим стихотворением: «Она вся в форме; если выписывать, то должно бы выписать всю от слова до слова; пересказывание ее содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели».

Как правильно отметил Белинский, пересказ сюжета повести не дает нам представления о ее красоте, гармонии, лиричности.

Подробнее...

Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и т. д.

Подробнее...

«Слово о полку Игореве» родилось в эпоху, когда политическая ситуация в Древней Руси крайне осложнилась. В первую очередь, это было связано с бесконечными междоусобными войнами, буквально раздирающими некогда могучее государство на части. С другой стороны, Руси начал угрожать внешний враг — грозные степные завоеватели. Словно предчувствуя неминуемую беду, автор произведения обратился к своим современникам, в особенности к тем, в чьих руках была сосредоточена власть и будущее страны, с пламенным призывом объединиться.

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. В XI веке юго-восточные границы Киевского государства подвергались опустошительным набегам степных кочевников половцев.

Подробнее...