«Молчалины блаженствуют на свете», — восклицает Чацкий, когда окончательно убеждается, что Софья предпочла ему этого неисправимого подхалима и лицемера. Но Чацкий был охвачен пламенным чувством, и его обида понятна. Современному же читателю, свободному от предвзятого отношения к изображаемым персонажам, вполне под силу объективно оценить и Чацкого, и Молчалина. «Блаженствуют ли Молчалины на свете?» — задаем мы себе вопрос, для ответа на который попробуем четко обрисовать жизненную программу каждого из них.
Для того чтобы найти точки соприкосновения мировоззрений героев, обратимся к понятию «ум», которое Грибоедов вынес в название пьесы.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», став общенародным достоянием, живет и будет жить в языке народа. На ее примере можно с наглядностью проследить двусторонний процесс взаимосвязи и взаимного обогащения живого разговорного языка и языка литературного. Десятки грибоедовских словечек и выражений стали пословицами и поговорками, прочно вошли в речевой обиход людей. По словам Гончарова, «грамотная масса... развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, испестрила грибоедовскими поговорками разговор».
В первую очередь, «крылатым» стало само название пьесы — «Горе от ума». В наше время это выражение употребляется в ином значении, отличном от того, которое, по-видимому, вкладывал сам драматург.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи - показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени.
Как любой человек, горячо любящий свою родину, А. С.Пушкин не мог оставаться равнодушным к очарованию и красоте родной природы.
Во многом этот мотив в творчестве Пушкина родом из его детства. Летние месяцы будущий поэт проводил у своей бабушки Марии Алексеевны в подмосковном селе Захарово, близ Звенигорода. Необычайной пейзажностью обладал и Царскосельский парк при лицее, где поэт провел шесть лет своей жизни. Природа вошла в творческое сознание поэта органичной составляющей. Однако не следует искать в романе «Евгений Онегин» умиления и любования родной природой.
Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.
Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца.
В поэме Гоголя «Мертвые души» представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира «деятельности безделья» Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый в преследовании своей выгоды Собакевич. Но образ Плюшкина предстает как отрицание всех и всяческих разновидностей «общественного характера», как приговор истории всем перечисленным выше дельцам и их социальному и политическому строю. Плюшкин — это самоотрицание деятельности, преследующей какие- либо реальные цели. Это переход действия в свою противоположность — антидействие.
Образ Софьи оценен критиками неоднозначно. Существует, по крайней мере, два противоположных толкования поведения главной героини грибоедовской пьесы, но истина, как всегда, находится где-то посередине. Итак, попробуем ответить на вопрос, кто же такая Софья: невольная виновница любовной драмы Чацкого или жертва сложившихся обстоятельств?
По мнению В. Орлова, Софья принадлежит к фамусовскому миру, она достойная дочь своего отца. Несмотря на живой ум, сильный характер и чувство собственного достоинства, по своим взглядам, привычкам и склонностям она кровно и неразрывно связана со всей окружающей средой.
Автору «Слова о полку Игореве» присуще народно-поэтическое восприятие мира, и наиболее ярко это проявляется в изображении природы. Природа является самостоятельным героем произведения, но в то же время изображение природных явлений подчеркивает и усиливает авторскую характеристику персонажей и событий. Характер изображения природы родствен изображению природы в устном народном творчестве: явления природы динамичны, пейзаж постоянно меняется.
В «Слове о полку Игореве» используется прием олицетворения природы, что характерно и для устного народного творчества. Знающего читателя удивляет упоминание в произведении языческих богов, обрядов. Как известно, Русь была крещена князем Владимиром в 988 году, «Слово о полку Игореве» написано между 1185-м и 1187 годами. За двести лет христианство прочно укрепило свои позиции в общественном сознании русичей.