Среди видов культуры – мировая и национальная, материальная и духовная, массовая и элитарная. Остановимся на последних двух видах.
До изобретения книгопечатания И.Гутенбергом практически вся культура была элитарной, т.е. культурой для избранных, высших слоев общества. Вплоть до эпохи Нового времени значительный культурный пласт оставался недоступным широким народным массам. Восприятие элитарной культуры требует определенной интеллектуальной подготовки, эта культура обладает неким «порогом», который еще предстоит взять, до которого непросто подняться.
Причинами возникновения массовой культуры стали, кроме изобретения книгопечатания, первая научно-техническая революция, широкое распространение грамотности, введение всеобщего избирательного права, демократизация культуры и ее большая доступность, появление сети книжных магазинов и библиотек.
К началу ХХ века наметилось противостояние между массовой и элитарной культурами, порой принимавшее довольно острые формы. Массы стали требовать прав на собственную культуру, пусть даже примитивную и кажущуюся бессодержательной. Аристократы подчас высокомерно отворачивались от этой культуры примитива и делали вид, что её просто не существует.
Снять проблему противостояния массовой и элитарной культур попытались постмодернисты. Для этого им видятся два пути. Согласно первому, высокая культура опускается вниз, в массовую, и постепенно поднимает её до более высокого уровня. По сути, речь идет о широкой просветительской деятельности, о том, к чему призывал перед смертью поэт Н.А.Некрасов: «сейте разумное, доброе, вечное». Занятие это не каждому под силу, ибо требует терпения и упорства.
Вот почему, к сожалению, диалог пошел по второму сценарию, когда элитарная культура, снисходя до массовой, рискует без остатка раствориться в ней. Недаром возник такой термин как «китч» — подделка под высокое искусство.
Диалог, несомненно, нужен. Спор только о его путях и направленности. Никто не ведет речи о том, чтобы одна культура «подвигала» другую. Пусть они существуют параллельно, иногда пересекаясь, иногда отталкиваясь. Это нормальная ситуация для гуманитарной сферы.