Полотно знаменитого русского и советского живописца К.Ф.Юона «Праздничный день» написано в 1903 году и относится к раннему творчеству художника.
Именно в этот период он часто обращаетсяся к «деревенской» теме – пишет природу в разных ее состояниях и временах года, архитектуру монастырей и церквушек, повседневную жизнь провинциальных городишек.
Картина «Праздничный день» показывает яркий солнечный день. Церковный праздник. Народ неторопливо стекается к Успенскому собору в Троице-Сергиевой лавре. Людей, оживляющих это историческое место, художник рисует словно издалека. В изображении природы, Успенского собора и людей ощущается великая душевная теплота автора.
В данном произведении удачно сочетаются элементы импрессионизма и реализма. С одной стороны, картина демонстрирует импрессионистическое восприятие художником природы и человека. В то же время насыщенность цвета, мощная пластика в данном произведении показывает приверженность живописца традициям русского передвижнического реализма.
В отличие от художников-импрессионистов, Юон рисует окружающий мир – прежде всего архитектуру церкви и людей – определенным, четким по своим очертаниям, а не «разбавляет» предметы в световом потоке.
Наполненное светлым лиризмом, полотно «Празничный день» относится к числу наиболее ценных в творчестве художника.