Полотно «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» - первое историческое произведение И. Е. Репина – было написано в 1879 году.
Портрет-картина изображает старшую сестру Петра I в момент ее заточения в Ново-Девичьем монастыре, куда она была помещена после подавления заговора и стрелецкого мятежа.
Живописец показывает драму сильной личности, раскрывает тяжелые переживания свергнутой царевны, ее бессильные гнев и ненависть.
Репин изображает царевну Софью в полный рост. Скрещенные на груди руки и вся поза ее «мужиковатой» фигуры выражают неукротимую силу и энергию. По выражению Крамского, Софья похожа на «запертую в железную клетку тигрицу».
Очень выразительно рисует Репин гневное лицо женщины: ее выпученные глаза, гневно сведенные брови и плотно сжатые губы. Контраст богатой одежды царевны и ее непричесанной головы говорит о своеволии и внутреннем смятении женщины. Облик царевны вселяет страх - художник подчеркивает это, изображая испуганно забившуюся в угол монашенку.
Композиция произведения очень проста. В центре полотна – фигура царевны, а остальные детали необходимы для того, чтобы более полно передать ее характер и переживания. Для создания особой психологической напряженности автор рисует фигуру царевны Софьи на фоне темного интерьера, тускло освещенного свечами. Фигурка испуганной послушницы, голова повешенного стрельца за решеткой окна – эти детали добавляют сюжету картины остроты и исторической убедительности. С чисто репинским мастерством написаны парчовое, с изящным узором, платье царевны, тени на красном ковре, серебряная чернильница, раскрытая книга на столе…
Полотно «Царевна Софья» по праву входит в сокровищницу мировой культуры. Репин в своей картине убедительно воссоздал историческую эпоху, а также сумел показать незаурядную, сильную личность, находящуюся в состоянии сильного душевного потрясения.