foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Из длительной поездки по Индии, совершенной в 1874 году, В. В. Верещагин привез множество пейзажных этюдов и картин. В них он проявил себя живописцем, тонко чувствующим природу и гармонию архитектурных форм. Среди произведений, посвященных Индии, особенной известностью пользуется картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876).


Мавзолей Тадж-Махал, построенный в XII веке правителем Великих Моголов султаном Шах-Джаханом, очаровал художника прелестью архитектуры и связанной с ним поэтической легендой. Согласно легенде, сооружение было построено султаном в память о любимой жене, которая умерла при родах, сопровождая его в военном походе.

Верещагин передает на полотне величие и воздушность форм, пластическую выразительность, гармонию пропорций архитектурного сооружения. Изумительная по красоте мечеть, словно в зеркале, отражается в водоеме. Верещагин находит наиболее удачный ракурс, с которого весь ансамбль мавзолея вместе с его отражением в воде смотрится наиболее гармонично. Мавзолей изумительно вписывается в окружающий ландшафт, составляя вместе с ним единое целое.

Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» отличается совершенной техникой исполнения. Особенностью данного полотна является тщательно разработанная композиция и предельная, фотографическая точность изображения. Кроме того, полотно необыкновенно, ошеломляюще красочно. Замечательно передано солнечное освещение. Пейзаж пропитан солнцем и словно окружен какой-то нежной дымкой.

Мавзолей не выделяется из общего плана, не доминирует в картине, а живет в ней органично, как красочный живописный элемент. Полотно «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» Верещагина – настоящий шедевр искусства, в котором художник добивается подлинной гармонии изображения.