foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» была написана В. Г. Перовым в 1862 году. В ней художник изобразил сложную, глубоко моральную композицию, на переднем плане которой стоит накрытый узорной скатертью садовый столик со стоящим на нём самоваром, сухарями и чайничком, за столом сидит откормленный монах, медленно попивающий чай с блюдца.


За монахом ухаживает, пытающаяся ему угодить, девушка. Справа с потянутой рукой к столу подошёл со своим босоногим и неопрятно одетым малолетним поводырём просящий подаяния слепой, одноногий нищий ветеран войны. Хозяйка, обслуживающая служителя церкви, небрежно отталкивает беднягу, чтобы тот не надоедал её дорогому гостю.

В данном произведении художник изобличает служителей церкви. Основной идеей картины является стремление показать отсутствие милосердия и благожелательности у тех, кому самим Богом предопределено их проявлять и настаивать на этих добродетелях свою паству. Это проявляется в образе широколицего, тучного монаха, который совершенно не обращает внимания на просящего милостыню и продолжает спокойно и непринуждённо пить чай из блюдца.

Основной конфликт картины сосредоточен вокруг двух жестов: просящем со стороны нищего и отталкивающем со стороны хозяйки. Мораль произведения кроется в противопоставлении беспомощности бедных и слабых людей, лицемерия монаха-служителя церкви и бесстыдного равнодушия девушки к чужому горю.

Желая подчеркнуть идею картины, мастер с глубоким пониманием человеческой психики детально передаёт в свойственной ему манере написания образы героев, включая их жесты и мимику, и окружающее их пространство.

На заднем плане картины изображено чистое безоблачное небо, окутанное густыми зелёными ветвями деревьев, и крыши деревенских домов. В левом краю полотна расположились ещё двое сановников, один из которых занят беседой со старухой, другой – чаепитием.