foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Картина «Протодиакон» написана И. Е. Репиным в 1877 году. Обычный портрет Чугуевского протодиакона Ивана Уланова превращен талантом живописца в монументальный сатирический образ типичного дьякона, в котором много мощи и жизненной силы, но нет ничего духовного, поскольку условиями жизни он обречен на пожизненное духовное лицемерие.

Художник делает образ противоречивым и сложным. В полотне «Протидиакон» Репин прибегает к сочной, выразительной, широкой манере письма, в которой он будет много работать в дальнейшем.

Он подает фигуру протодиакона в сложном развороте, рисует мощный торс, богатырские плечи, внушительную бороду, пышущее багровым жаром лицо в обрамлении седых волос.

С помощью разнообразных живописных приемов живописец показывает силу жизни и цельность, присущую образу. Дьякон одет в богатую рясу, на голове – скуфья из темного бархата. Правой рукой он придерживает висящий на серебряной цепи складень, в левой руке – большой посох с украшенным каменьями набалдашником.

На мясистом лице выделяется толстый красный нос. Из-под густых бровей как-то очень пронзительно и хищно смотрят глаза, словно следят за зрителем. Из полураскрытого рта, кажется, доносится тяжелое дыхание, напоминающее об ароматах яств вчерашнего пира. Через образ чугуевского протодиакона он рисует натуру сильную, но примитивную, грубую, непреклонную, не чуждую греховных помыслов и далекую от христианских идеалов мученичества и смирения. Живописец одновременно восхищается подлинной природой человека и выносит приговор, обличает его.

Образ репинского протодиакона относится к наиболее ярких образов художника. Его сила – в сочетании выразительной индивидуальной характеристики с мощью социального обобщения. Картина приобрела большой художественный смысл как произведение, разоблачающее природу духовенства и церкви.