В поиске злободневных тем В. Маковский нередко обращался к жизни народа, к крестьянским образам. Одно из лучших произведений художника – и по широте раскрытия темы, и по качеству исполнения – картина «На бульваре». Она написано в 1886-1887 гг. и посвящена теме города и деревни.
Перед зрителем разворачивается характерная для фабричных районов города того времени жанровая сценка - на скамейке бульвара молодой подвыпивший рабочий с гармошкой в руках, а рядом с ним молодая женщина с младенцем, закутанным в одеяло.
Молодой рабочий, недавний крестьянин, уныл и скучен. Ему бы повеселиться в кабак - да рядом опостылевшая жена с ребенком. Видно, что городская жизнь со ставшим уже привычным пьяным угаром заслонила в его голове мысли о семье и доме.
Страшно одинокой и потерянной кажется молодая крестьянка. Одиночество и нужда привели ее в город, к мужу. Но поняла она теперь, что ему до нее нет никакого дела, что не будет ей здесь ни опоры, ни поддержки. И этот большой чужой город для молодой женщины так же безрадостен и уныл, как осенний пейзаж.
Отдельные яркие пятна в одежде мастерового и молодой женщины на фоне блеклого городского осеннего пейзажа придают картине реалистичность, усиливают основную идею картины. Трагическая история двух людей кажется, по сути, такой простой и обыденной.
В картине «На бульваре» В.Маковский показывает себя замечательным мастером жанровой сцены, хорошим колористом и тонким психологом. С глубоким вниманием и сочувствием размышляет автор о женской доле в условиях, когда нарушен патриархальный уклад деревни, и о других аспектах наболевшего крестьянского вопроса.