В 70-х годах Василий Григорьевич Перов создал целую серию картин, посвящённых бунту Пугачёва. Данная тематика была навеяна разочарованием, пришедшим на смену страстным порывам к изменениям 60-х годов, а также поездкой в 1872 году в Оренбург.
Непосредственно картина «Отпетый», написанная в 1873 году, стала «побочным продуктом» грандиозной работы над произведениями пугачёвской тематики.
На картине изображён простой парень из крестьянского сословия, связанный толстыми верёвками по рукам и ногам.
Крепкое тело, простая одежда, отсутствие обуви подчеркивают его происхождение. Видно, что его насильно притащили в сумрачное помещение: его рубаха порвана на плече и беспорядочно болтается.
Перов отошёл от свойственных ему саркастических ноток: у парня добродушное лицо, взгляд устремлен на обидчиков, по его лицу видно, что оно не обделено умом. Но при этом главный герой не вызывает у зрителя симпатии. Добрые глаза перечеркиваются его находчивой ухмылкой, на лице ни капли отчаяния или разочарования. Видно, что персонаж несёт в себе частицу анархизма, он готов в любой момент кинуться в борьбу и поднять бунт, пусть даже бессмысленный и беспощадный.
Его караульщики скрыты в тени так, что черты их лиц еле улавливаются. Автор их представил бесстрастными наблюдателями. Задний фон, представленный деревянными стенами и кладкой печи, выгодно оттеняют фигуру связанного человека, черты лица которого нарисованы с большой точностью. В данной работе автор представил зрителю двойственную позицию: он одновременно раскрывает и величие, и мощь русского духа, но при этом осуждает его грубые насильственные методы.