Знаменитый баталист В. В. Верещагин всю жизнь стремился правдиво, без прикрас, показывать войну во всех ее проявлениях. Сюжеты картин Туркестанского цикла художника в основном посвящены военным действиям.
Полотно «Смертельно раненный» написано художником в 1873 году. Оно явилось отражением впечатлений автора от обороны Самаркандской крепости, непосредственным участником которой он был.
В центре композиции – фигура тяжело раненного солдата. Он бросил ружье и куда-то бежит, корчась от боли, судорожно зажимая рукой рану на груди и пытаясь унять кровь. Солдат кажется обезумевшим - его широко распахнутые глаза полны ужаса, он что-то кричит, взывая о помощи, а сам уже ничего не слышит… Кажется, еще немного – и силы кончатся, и он упадет навзничь…
В фигуре обреченного на смерть солдата много экспрессии. Его поза неустойчива и свидетельствует о предельном напряжении всех сил – и физических, и душевных. Пейзажное окружение – серое, затянутое дымом, небо, раскаленный воздух, голая каменистая почва с телами погибших людей и брошенным оружием – дополняет мрачную атмосферу картины и сообщает ей большую убедительность. Единственная архитектурная деталь на полотне – светлая зубчатая стена крепости – говорит о месте, где происходит действие.
Картина «Смертельно раненный» - одно из самых сильных по своей эмоциональной насыщенности и идейной направленности произведение Верещагина. В нем он дает свою оценку войны. Не имеющее ничего общего с парадностью классической батальной живописи, это произведение великого художника-баталиста пронизано огромным человеколюбием и покоряет зрителя глубокой жизненной правдой.