foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью, отлаженный и устоявшийся быт? Хватит ли сил на столь отчаянную перемену в жизни? Безусловно, каждый, считающий себя порядочным, честным и рассудочным, будет заду­мываться о последствиях своего чувства. И чаще всего не отважится любить. Силой разума, весомых доводов заглушит и убьет в себе и в другом человеке любовь. Всегда ли следует так поступать?..

 

Обратимся к рассказу А.П. Чехова «О любви». Павел Константинович Алехин и Анна Алексеевна Лугано- вич — взрослые, ответственные и умные люди. Они спо­собны отличать любовь от пошлого увлечения. Долгое время он и она пытаются жить разумом, самим себе до­казывая, что нет у них права на чувства. Но настоящая любовь сильнее любых доводов рассудка. Они понима­ют, что впервые в жизни искренне и глубоко любят, что такое чувство должно иметь право на жизнь, прекрас­ную и долгую жизнь двух любящих, зрелых и умных людей. Любовь не может руководствоваться никакими правилами, однако Алехин и Анна Луганович, поддав­шись зову рассудка, добровольно отказываются от сво­его счастья. Алехин бесконечно задает себе вопросы, ко­торые говорят о том, что он ответственный, серьезный, но, к сожалению, слишком рассудочный человек: «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал се­бя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее?» Как грустно, что результатом таких внут­ренних терзаний стал рассудочный отказ от светлого чувства любви. Вероятно, нужно давать возможность такому высокому чувству жить и развиваться. Но герои так и не смогли на это решиться! Разум заглушил и лю­бовь, и возможное счастье.

Таким образом, рассуждая о соотносимости разума и чувств в любви, можно сделать вывод о том, что в том случае, если люди уверены в своих чувствах, проверили их временем и непроходящим желанием быть вместе, нужно дать право на жизнь такой любви, чтобы потом рассудочно, но уже безвозвратно не сожалеть о потерян­ном счастье!

Разум — счастливый дар человека или его проклятие?

Разум — сила человека, которая правильно указыва­ет жизненный путь, не дает оступиться в сложных об­стоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассу­ждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радо­сти. Но всегда ли столь положительное влияние оказы­вает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он ин­дивида того, что называется чувством, не превратит ли жизнь человека в вечный и не всегда радостный анализ ситуаций, поступков, взглядов и состояний?

К каким печальным последствиям может привести полное господство разума над чувством, можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Александрович Печорин абсолютно все про­исходящее в его жизни склонен подвергать рассужде­ниям и оценкам. Он живет исключительно холодным, циничным разумом. Ему в силу определенных причин кажется, что чувства совсем отсутствуют в жизни чело­века. Но, оказывается, сколько бы ни убеждал герой се­бя в том, что нет сердечных привязанностей, дружбы, доверия — всего того, что можно отнести к области эмо­ций и состояний души, чувств ему все равно хочется! Именно поэтому он вторгается в жизни тех, кто умеет чувствовать. Достаточно вспомнить печальную историю его отношений с княжной Бэлой. Любил ли он эту неж­ную, хрупкую и беззащитную девочку, жительницу гор? Возможно. Но любовь постоянно требует от челове­ка эмоционального участия в судьбе любимого, посто­янного внимания и душевной теплоты. Не способен на это человек, пресытившийся искусственной любовью великосветских барышень, разочаровавшийся в друж­бе, внутренне опустошенный и одинокий. Он стремился к Бэле в поисках нового, светлого чувства, но, найдя его, оказался не способен поддерживать в своей душе любовь. Печорин готов за Бэлу жизнь отдать, но любить ее долго не способен, поскольку и в любви он рассудо­чен, постоянно ищет все новую и новую пищу для своего эгоистичного разума. Именно поэтому он и утверждает, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни ».

Тяжело наблюдать за тем, как под влиянием стра­дающего от бездействия разума умирает любовь Печо­рина к Бэле. Их недолгие (всего четыре месяца) отноше­ния не могли иметь дальнейшего счастливого продолжения: он никогда не смог бы принять ее наив­ный разум «горной дикарки», а она, даже всем сердцем любя Печорина, никогда бы не смогла понять причину его метаний и терзаний.

Таким образом, можно сделать вывод: человек не должен допускать того, чтобы его разум стал холодным, эгоистичным, постоянно требующим новых и новых жизненных впечатлений. В таком случае нет места чув­ствам, поскольку они всегда поглощаются холодным рассудком и не дают человеку почувствовать себя счаст­ливым.