foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Случается ли так, что человек, приобретая опыт, со­вершает столь серьезные, непоправимые ошибки, кото­рые исправить уже невозможно? Вероятно, на сложном жизненном пути подобное соотнесение опыта и ошибок встречается весьма часто. Можно ли избежать роковых ошибок благодаря опыту? Над этим сложнейшим фило­софским вопросом рассуждает великий русский писа­тель И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».

Главный герой произведения, молодой нигилист Ев­гений Базаров, много и упорно занимается естествен­ными науками, в освоении которых у него, несомненно, накоплен большой опыт.

К чему же привел он Базарова? К тому, что до определенного времени герой не верит в любовь, считая, что поступками влюбленных движет исключительно физиология и женщине категорически нельзя позволять завладеть хотя бы кончиком пальца. Он не признает уникальность личности каждого челове­ка: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого эк­земпляра, чтобы судить обо всех других». Великая и могучая сила природы воспринимается как мастерская, а человек вправе по своему усмотрению использовать эту мастерскую. Откуда у Базарова столь циничные рас­суждения? Только ли от того, что он занимается естест­венными науками? Думается, нет. В основе его опыта положена мысль о бездуховности человека, мнение о том, что нравственные ценности — всего лишь пустые, не доказуемые материалистическими науками воззре­ния.

Но ошибки, ставшие результатом бездуховного опы­та осмысления жизни и людей, были неминуемы. В конце романа мы видим совсем другого человека: он, оказывается, страстно мечтает о любви; к природе, на самом деле, относится именно как к храму, а не как к мастерской, он способен на высокие нравственные по­ступки. Почему стали возможными такие кардиналь­ные изменения в личности героя Тургенева? Ответ оче­виден: он, будучи человеком умным и глубоким, смог осознать свои ошибки, соотнести свой богатый научный опыт постижения мира и непреходящие нравственные ценности.

Таким образом, ответ на вопрос о соотношении опыта и ошибок не является столь неразрешимым, как это ка­жется многим людям: положительный опыт, практиче­ский и научный, безусловно, необходим. Но избежать непоправимых ошибок может помочь только твердая убежденность в существовании незыблемых нравствен­ных ценностей, которые и помогут отличить плохое от хорошего.