foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Тема чести и бесчестья — одна из ключевых тем всей великой русской литературы. Писателей всегда, во все времена, при любых общественно-экономических фор­мациях интересовали серьезнейшие нравственные во­просы: как сохранить человеческую честь и в повсе­дневной жизни, и особенно в тяжелейшие для любого человека периоды нравственного выбора? Безусловно, таким периодом, когда все нравственные силы души на­пряжены, является война. Она не оставляет выбора: или ты бесчестный трус, или честь столь дорога, что за нее, не задумываясь и ни о чем не жалея, платят самой вы­сокой ценой — ценой человеческой жизни.

 

Для того чтобы доказать справедливость этого ут­верждения, обратимся к рассказу белорусского писате­ля Василя Быкова «Зенитчица». Честь, совесть, досто­инство, героизм, верность своему долгу — именно эти проблемы часто затрагиваются писателем.

В. Быков обращается к проблеме понимания чести и бесчестья на войне. Нравственный выбор в нечеловече­ски жестоких условиях военных действий — сегодня, к сожалению, этот вопрос звучит с новой силой. Причина этого — все разрастающиеся военные конфликты со­временности.

Автор рассказывает историю о том, как комбат Ко­лесник и его любимая девушка, зенитчица Катя, выхо­дят из окружения. У Колесника это уже третье окруже­ние. После выхода из первых двух ему, боевому офицеру, пришлось очень долго доказывать, что он не предатель. Ему даже грозил трибунал, но он с честью прошел через все испытания и вновь отважно и мужест­венно воевал. Но, может, в нем, в его душе что-то имен­но тогда, когда он доказывал свою честь офицера, над­ломилось? Или просто захотелось выжить, пусть даже ценой бесчестья? Вероятно.

И вот сейчас, после нескольких суток скитания по лесам и опасности наткнуться на немцев, близка пере­довая. Есть возможность перехода через линию фронта. Но комбата мучает мысль: «Теперь последний рывок, и они среди своих. Но что после?» А после могли быть опять долгие допросы, обвинения в предательстве, штрафбат, трибунал. В. Быков пытается найти ответ на вопрос: как поведет себя человек в таких тяжелых об­стоятельствах: пойдет дорогой чести или струсит и бу­дет искать какие-то способы избежать честного отчета о том, как попал в окружение? По мнению писателя, Ко­лесник стоит у нравственной черты, за которой ты или герой, или подлец. Не смог, по мнению автора, совер­шить комбат этот тяжелейший нравственный выбор: он хочет вернуться к своим будучи раненым, ведь к ним было меньше вопросов и больше доверия. Но для своей любимой девушки Кати Колесник — предатель и трус. Поэтому она решительно нажимает на спуск автомата: «Назад она уже не оглядывалась и больше не интересо­валась тем, кого пристрелила». Но весь трагизм сло­жившейся ситуации оказывается в том, что убила Катя отца своего неродившегося ребенка.

Вывод автора одновременно и ясен, и очень сложен: безусловно, недоверие к вышедшим из окружения уни­жает и оскорбляет людей, желающих выжить, вернуть­ся к своим и воевать дальше. Но и позицию Колесника писатель не разделяет: не пристало боевому офицеру трусить и искать бесчестного спасения в мнимом ране­нии.

Таким образом, можно сделать вывод: судьба чело­века на войне трагична, только нравственно сильным людям дано сделать правильный выбор: героическая смерть или позорная жизнь труса. Честь или бесчестье...