Великолепной пьесой позднего периода творчества А. Островского является драма «Бесприданница». Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актрисы столичных театров - Г.Федотова, М.Ермолова, М.Савина, а позже В.Комиссаржевская взялись за исполнение центральной роли в этой пьесе — роли Ларисы Огудаловой.
1. Вступление.
Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке.
Островский написал драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы «Гроза» и «Горячее сердце». Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице» - все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой.
Драма «Бесприданница» стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта её сравнивают с «Грозой». Такое сопоставление даёт возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм «Бесприданницы» -- это психологизм великого мастера.
В центре внимания пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» находятся судьбы людей в условиях «нового времени» - активно развивающегося капитализма. Драматург показывает, что новое время диктует новые ценности, новую мораль, в которой нет места чувствам, переживаниям, душе. Теперь все определяют деньги и люди, у которых эти деньги есть.
А.Н. Островский известен в русской литературе как драматург, впервые выведший на сцену купечество. Выросший в Замоскворечье – традиционном месте жительства купцов, досконально знающий их образ жизни и мысли, Островский на примере жизни русского купечества раскрыл многие проблемы, актуальные для современной ему России.
Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.
Общим местом давно стал тот факт, что русский драматург А.Н. Островский является «Колумбом Замоскворечья» - писателем, открывшим купеческую Россию, в полном объеме, вплоть до мельчайших деталей и нюансов, перенесшим ее на сцену.
Драма Островского "Бесприданница" построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков.Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать.
Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» - одна из самых известных пьес драматурга. Написанная в 1878 году, она раскрывает мир пореформенной России, когда на смену родовому дворянству стали приходить люди «новой формации» - богатые купцы, капиталисты.