Печорина можно назвать сюжетообразующим героем романа Лермонтова. Если читать внимательно, то поймешь: повести, входящие в книгу, должны располагаться в другом порядке. Зачем нужно было автору нарушать настоящую временную последовательность? Ответ – чтобы как можно более полно и глубоко раскрыть характер Печорина.
Какими способами? Через его дневник, конечно. Но этого мало. То, что человек думает о себе, — далеко не вся правда. Куда важнее, каким его видят со стороны. Вот Лермонтов и дает нам возможность увидеть Григория Александровича глазами, например, Максима Максимыча.
Вообще, любого из нас определяет та среда, в которой мы живем и действуем. Печорин – не исключение. Одни персонажи на его фоне блекнут, другие предстают людьми незаурядными. К последним и можно отнести доктора Вернера.
С ним знакомит нас сам Печорин в истории под названием «Княжна Мери». Дает ему подробную психологическую характеристику. Пожалуй, единственному из своего ближайшего окружения. Даже Грушницкий гораздо проще и примитивнее на фоне Вернера.
Что толкает людей друг к другу? Если это мужчина и женщина – тут какая-то химия любви: руки тянутся обнимать, губы – целовать (ведь любовь с первого взгляда все-таки существует, я уверен!). А вот если речь идет о мужской дружбе, о том, как она возникает и завязывается, — всё гораздо сложнее. На поверхности – разговоры о погоде, природе, конечно, о женщинах. А есть подводная часть айсберга – родство душ, вкусов и интересов, стремление разобраться и понять, кто ты и зачем живешь. Это и есть то, что свело Печорина и Вернера.
Никто ни на что не претендует в этих отношениях. Между приятелями сохраняется устойчивое равновесие. Оба умеют слушать и слышать другого. Чересчур начав умничать, вовремя одергивают себя и сводят разговор к шутке. С Вернером Печорину хорошо и мыслится, и беседуется, и молчится. Никто и не думает притворяться.
Есть дружба, а есть приятельство. Нельзя путать эти понятия. В первом случае ты несешь ответственность за друга, всегда готов подставить ему своё плечо. Во втором – никто никому ничем не обязан. Так, как у Печорина с Вернером. Доктор, правда, делает всё, от него зависящее, чтобы скрыть настоящую причину смерти Грушницкого. Печорин же лишь холодно благодарит его за то: ни крепкого мужского рукопожатия, ни объятий на прощание. Жизнь разводит их так же неожиданно, как и свела.
Кто мне ближе? При всех ужасных чертах его характера – все же Печорин. Он не всегда принадлежит себе, его слова и поступки – это цинизм от страдания. Но Печорин деятелен, в нем постоянно происходит работа ума. Вернер же давно сдался и плывет по течению жизни.